Контейнерооборот в первом полугодии вырос на фоне укрепления рубля

Перевозчики чаще стали выбирать железную дорогу
Контейнерооборот в первом полугодии вырос на фоне укрепления рубля/ С. Портер/ Ведомости

Контейнерооборот портов Петербурга и Ленобласти показывает рост: за пять месяцев 2017 г. перевалка составила 820 188 TEU, что больше на 7%, чем за аналогичный период прошлого года, следует из материалов ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря». В мае рост составил 8,3%. Общий грузооборот портов вырос за этот период на 7%. Гораздо быстрее растет оборот контейнеров на сети РЖД: за первые шесть месяцев 2017 г. он увеличился на 20% до 1,85 млн TEU, по данным Infranews.

Контейнерный рынок растет вслед за общим товарооборотом. В контейнерах чаще всего перевозят товары народного потребления и продукты, объясняет аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. По его словам, основные факторы увеличения грузооборота – укрепление курса рубля и отсутствие волатильности. За I квартал 2017 г. внешнеторговый оборот Петербурга вырос на 26,5%, Ленобласти – на 17%, по данным Северо-Западного таможенного управления ФТС.

Экспорт обогнал импорт

Внешнеторговый оборот Петербурга за I квартал 2017 г. вырос на 26,5% до $10 млрд, по данным Северо-Западного таможенного управления ФТС. Импорт увеличился на 8,6%, экспорт – более чем в 1,5 раза и превысил объем импорта на 4,3%. Последний раз экспорт превышал импорт в 2011 г. Основными торговыми партнерами города являются Нидерланды (16,8% от общего товарооборота), Китай (14,1%), Германия (8,9%). Оборот Ленобласти за этот же период увеличился на 17% до $2 млрд. Экспорт вырос на 20%, импорт – на 10%. Основные партнеры – Китай (17% товарооборота), Нидерланды (10%), Финляндия (8,9%).

Рост контейнерооборота можно назвать восстановительным, но железная дорога показывает рекордные показатели, а порты – нет, говорит директор Infranews Алексей Безбородов. Главной причиной роста контейнерооборота на железной дороге он называет рублевую ставку на перевозку (морской фрахт номинируется в валюте). При этом стоимость ставки на текущие контракты не влияет, объясняет он: «Автопроизводители как возили морем, так и будут возить, а для новых товарных групп грузоотправители чаще выбирают железную дорогу, в том числе из-за сокращенных сроков доставки». К общим показателям контейнерооборота добавляются внутрироссийские перевозки и транзитные – например, из Китая в Европу, замечает Юминов.

Стоимость доставки 40-футового контейнера из Шанхая в Петербург морем будет не менее $2100, по железной дороге – на 30% дороже, срок доставки морем – 32–34 дня, на поезде может быть в 2 раза быстрее, говорит заместитель гендиректора ГК «Балтика-транс» Ирина Капитанова. В компании растут экспортные отгрузки: «Вывозить продукцию на экспорт по договору в валюте сейчас выгодно, курс рубля полностью этому способствует».

Базовая ставка морского фрахта по маршруту Юго-Восточная Азия – Европа за год выросла почти в 2 раза, но сервис остается востребованным в силу ряда факторов, один из которых – ограничение грузовой пропускной способности ж/д транспорта, который не сможет принять на себя весь текущий объем перевозок, говорит Роман Ипатов, директор по интермодальным операциям «Даксера». По его словам, рост грузопотока через порты происходит из-за оживления рынка; оборот в «Даксере» за полгода вырос на 10%. Ипатов отмечает ежегодный прирост перевозок с использованием железнодорожного транспорта через Забайкальск и порты Дальнего Востока.

На увеличение грузооборота через порты Северо-Запада указывает и руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic Дмитрий Суховерша: «Среди наших клиентов выросло количество экспортных контейнерных отгрузок, при том что экспортные ставки морского фрахта на контейнеры выросли в среднем на 20% по отношению к 2016 г.». Несмотря на увеличение морских ставок, доставка контейнера по железной дороге по-прежнему стоит существенно выше. С этим согласен Артем Лылык, гендиректор Asia Import Group: стоимость железнодорожных перевозок из КНР в РФ остается высокой и этот транспорт пока недоступен бизнесменам, которые стремятся сократить затраты. Перетока грузов на железную дорогу он не отмечает.

Новые контракты на фрахт в июле и августе 2017 г. предполагают стабильные цены, говорит гендиректор «Трансфин-М» Дмитрий Зотов. По итогам года позитивная динамика будет наблюдаться почти по всем группам грузов в портах Северо-Запада: порты продолжат перехватывать грузопоток с сухопутных погранпереходов в направлении европейских стран, замечает он.