DIY-ритейлер «Петрович» запускает в Петербурге «магазины будущего»

Новый формат сочетает традиционную розницу и дистанционные продажи
«Петрович» за три года реконструирует все восемь магазинов в Петербурге / Евгений Разумный/ Ведомости

Торговый дом «Петрович» откроет в Петербурге Южный и Северный хабы, сообщила пресс-служба компании. Первый 10 июля откроется на Таллинском шоссе, 155/1, на юге Петербурга, второй – в следующем году на пересечении Выборгского шоссе и пр-та Энгельса на севере города.

Инвестиции в строительство новой торговой точки составили более 1 млрд руб., ссылается пресс-служба на гендиректора СТД «Петрович» Евгения Мовчана. По его словам, устаревшая база на Таллинском шоссе, 131, будет закрыта, а земельный участок в дальнейшем продадут или сдадут в аренду. Инвестиции во второй хаб сопоставимы с первым.

Новый хаб включает торговый зал в 3500 кв. м и складской комплекс на 16 000 кв. м. В нем будет представлено 100% ассортимента «Петровича» – 17 000 SKU, на существующих базах он представлен частично из-за меньших площадей торговых залов. Северный хаб будет иметь похожие параметры. Окупаемость инвестиций по Южному хабу составит 6–7 лет, прогнозирует представитель «Петровича».

Оба комплекса «Петрович» построит на собственных участках площадью 5,3 га каждый. Участок на Энгельса ритейлер купил недавно, когда точно была заключена сделка и кто продавец, компания не раскрывает.

Рынок падает

В 2016 г. емкость розничного рынка строительных и отделочных материалов Петербурга и Ленобласти снизилась на 8% до 92 млрд руб. В первом полугодии 2017 г. рынок сократился по сравнению с прошлым годом на 4% до 43 млрд руб.

Первый строительный центр такого формата «Петрович» открыл в феврале в Москве, на Новорижском шоссе. В мае – июне он уже практически догнал по продажам первые московские магазины сети, при этом средний чек в нем выше почти на 10%, говорит Мовчан.

«Торговый зал на Новой Риге разделен на две зоны, которые мы условно называем «Купи с планшетом» (touch and feel) и «Купи с тележкой» (классический cash & carry), – рассказывал Мовчан в интервью «Ведомостям» в мае. – Планшеты можно взять прямо в магазине на специальной стойке. В зоне touch and feel выставлены образцы отделочных и общестроительных материалов, а также крупногабаритные товары, которые можно увидеть и потрогать руками. В итоге на кассу наш покупатель везет в корзине, например, баночку краски и коробку со смесителем, а тяжелые вещи – плитку, ламинат, унитазы, ванны, раковины и строительные товары, которые представлены в торговом зале в виде образцов, – можно добавить в свою корзину онлайн, отсканировав NFC-метку на товаре».

После открытия хабов «Петрович» намерен привести всю сеть в Петербурге к единым стандартам. Программа реконструкции рассчитана на три года, ее стоимость Мовчан не раскрывает. По его словам, одновременно с открытием новых точек будут закрываться те базы, инвестиции в развитие которых станут нерентабельными.

Технология, которую внедряет «Петрович», инновационная для отрасли DIY, считает член совета директоров сети «Максидом» (вторая по выручке сеть в Петербурге) Мария Евневич. По ее словам, нельзя с уверенностью сказать, что такой формат подходит всем сетям DIY. Для «Максидома» переход в формат «выставочный зал + склад» едва ли возможен в настоящий момент, полагает Евневич. Доля интернет-продаж у «Максидома» не так велика, как у «Петровича»: покупатель предпочитает брать товар с полки, а количество SKU существенно больше – около 80 000, объясняет она. «Максидом» тоже внедряет современные цифровые и омниканальные технологии: у сети действует быстро растущий интернет-магазин, также покупки можно совершать по телефону, добавляет Евневич. В связи с развитием цифровых технологий облик розничной торговли стремительно меняется и трудно сейчас сказать, сколько новых форматов мы увидим в ближайшие 5–10 лет, считает она. В пресс-службе Leroy Merlin (3-е место на петербургском рынке) не ответили на запрос «Ведомостей».

Новый формат СТД «Петрович» является передовым не только по меркам России, но и входит в топ-10 инновационных концептов на рынке DIY Европы, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Продажи такой базы составят не менее 3 млрд руб. уже по итогам 2018 г. благодаря перетоку покупателей от ритейлеров, которые отстают в развитии мультиканальной торговли, и из классических строительных баз самого «Петровича», прогнозирует он. Омниканальная система продаж обеспечивает СТД «Петрович» лидерство среди крупнейших сетей DIY по показателю плотности продаж, которая у СТД «Петрович» превышает 400 000 руб. без НДС с 1 кв. м в год, что примерно в 2,5 раза выше, чем у гипермаркетов «Максидом» и Castorama, в 3 раза больше, чем в гипермаркетах Obi, и более чем на 20% больше, чем в гипермаркетах Leroy Merlin, оценивает Бурмистров.

По данным «Infoline-аналитики», в 2016 г. «Петрович» стал третьим по выручке среди DIY-ритейлеров на российском рынке, обогнав британскую сеть Castorama.