К концу года «Эконива» немецкого бизнесмена Штефана Дюрра увеличит поголовье коров в 1,5 раза

Компания станет безоговорочным лидером рынка
К концу года «Эконива» немецкого бизнесмена Штефана Дюрра увеличит поголовье коров в 1,5 раза/ М. Стулов/ Ведомости

В этом году российский агрохолдинг «Эконива» намерен увеличить поголовье дойных коров на 46% по сравнению с 2016 г. до 40 000 голов, сказано в годовом отчете материнской компании – немецкой Ekosem-Agrar. Это значительное увеличение в сравнении с тем, как росло поголовье «Эконивы» в последние два года: по данным компании, в 2015 г. оно увеличилось на 14%, а в 2016 г. – на 10%.

В этом году оно вырастет за счет построенных в 2016 г. молочных комплексов в Калужской, Воронежской и Тюменской областях, указано в отчете компании. «Эконива» начала активно заполнять новые комплексы животными, поголовье уже выросло до 33 500 коров, рассказал Штефан Дюрр «Ведомостям». До конца года будут введены три животноводческих комплекса: еще по одному в Калужской, Воронежской и Новосибирской областях – там поголовье составит 9000 коров. Инвестиции в молочные комплексы в 2016 и 2017 гг. суммарно составили 10 млрд руб., сообщил «Ведомостям» Дюрр.

Дюрр основал компанию более 20 лет назад. В последние годы она была одним из лидеров молочного рынка России: в 2016 г. производство выросло на 22% до 220 000 т, по данным компании. В России больше возможностей, чем в Германии, построить бизнес, рассказывал Дюрр: «С нуля за 20–25 лет создать такое предприятие в агросекторе в Германии невозможно. Земли мало, нет таких возможностей, какие есть в России».

Столько же, 220 000 т, по собственным данным, в прошлом году надоил молока краснодарский Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева (принадлежит родственникам министра сельского хозяйства Александра Ткачева). По итогам 2017 г. Ekosem-Agrar рассчитывает на рост производства молока на 32% до 290 000 т. Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева тоже увеличит производство – до 230 000 т, рассказал его гендиректор Евгений Хворостина. Доведя производство до 290 000 т, компания Дюрра станет безоговорочным российским лидером по производству молока, оценивает исполнительный директор Союзмолока Артем Белов.

Ожидается рост выручки на 47–55% до 175–185 млн евро, указано в отчете Ekosem-Agrar. EBITDA может увеличиться на 30–50% до 65–75 млн евро. На момент выхода отчета (начало июля 2017 г. – «Ведомости») компания полагала, что эти планы нельзя поставить под сомнение: производство растет, а цены находятся на стабильно хорошем уровне.

Уникальность «Эконивы» в том, что за время ее работы сложилась сильная команда, которая тиражирует молочные проекты, а их эффективность – одна из самых высоких в России, знает Белов. За последние три года действительно сложилась хорошая рыночная конъюнктура, продолжает он, после девальвации рубля себестоимость и отпускная цена пропорционально выросли, но, когда рубль укрепился, цена не пошла вниз, а осталась на хорошем уровне – 24 руб. за 1 кг молока (+30% к докризисному). Рентабельность бизнеса сейчас неплохая – в среднем на уровне 20%, радуется Белов. Кроме того, российский рынок до сих пор не обеспечен сырым молоком – около четверти молока импортируется, поэтому российским производителям есть куда расти.

У «Русмолко» производство молока в 2017 г. увеличится почти на четверть до 72 000 т, рассказывает гендиректор УК «Русмолко» Суманта Кумар Де. Молочный рынок в России перспективен: потребность в молоке в России будет расти следующие 10 лет, уверен он, но есть факторы, отрицательно влияющие на себестоимость молока: доступность капитала, стоимость денег и нестабильная ситуация с господдержкой.

У «Эконивы» молоко покупает десяток переработчиков, рассказывает Дюрр. В их числе – Danone (около четверти всего молока компании), «Молвест», PepsiCo и др. Молоко, которое дополнительно предложит «Эконива», готовы купить те же компании, знает Дюрр.

Нехватка молока, особенно высшего качества, такого, что выпускает «Эконива», действительно есть в некоторых регионах, говорит региональный вице-президент по корпоративным отношениям Danone в России и СНГ Марина Балабанова. Но потребление молочных продуктов в России в последнее время падает, поэтому сейчас уже нельзя назвать рынок дефицитным, заключает она.