Статья опубликована в № 4300 от 12.04.2017 под заголовком: Как создать ферму с нуля

Как горожанину с нуля создать молочную ферму

Эксперты считают, что у таких проектов хорошие перспективы

По данным Союза производителей молока, около 5% сырого молока в России производят мелкие фермерские хозяйства. По словам предправления союза Андрея Даниленко, большая часть фермеров продают молоко заводам, а примерно треть (1–2% молочного рынка) занимаются сбытом самостоятельно – частным клиентам либо небольшим магазинам.

Производить фермерские продукты – термостатную сметану, творог, сыр, мясные деликатесы – стало выгодно, замечает редактор журнала «Агроинвестор» Николай Лычев: отпускная цена таких продуктов минимум на 50% выше цены продуктов промышленного производства. И число любителей свежего молока, творога и парного мяса растет, несмотря на высокие цены. В целом у фермеров чистая прибыль составляет от 10 до 30% в зависимости от сезона (летом продуктивность коров выше), говорит исполнительный директор ассоциации «Союзмолоко» Артем Белов. «Ведомости» выяснили, что нужно для создания молочной фермы с нуля.

Сколько купить коров

Фермер Алексей Бурков, по образованию инженер-конструктор, начинал с одной коровы в 2000 г. Первое время занимался хозяйством, чтобы обеспечить молоком семью, но потом увлечение переросло в бизнес. Сегодня у Буркова 27 дойных коров.

20 голов – оптимальное решение для небольшой семейной фермы, считает основатель фермы «Коновалово» в д. Степаньково Шаховского района Александр Коновалов (бывший гендиректор компании Edelstar). Но для этого понадобится не меньше 7–8 млн руб. стартового капитала, которые окупятся не раньше чем через 5–7 лет, говорит он. Одна корова стоит в среднем 100 000 руб. В свой проект в 2009 г. Коновалов вложил в 4 раза больше – 32 млн руб.

Но совладелица подмосковной фермы «Для своих» Ольга Карпова советует начинать с двух-трех коров, чтобы не рисковать, говорит Карпова. Она с мужем занялась фермерством шесть лет назад. Первые четыре года супруги производили молоко и молочные продукты только для себя. А в сентябре 2014 г. они зарегистрировали компанию «Для своих» и начали принимать заказы.

Пастбище на даче

Карповы вложили в проект 800 000 руб. сбережений (Алексей Карпов был совладельцем электромонтажной компании). Они завели хозяйство на дачном участке в 20 соток (закон это не запрещает, главное – договориться с соседями). Купили двух коров голштинской породы, соорудили вольеры для животных и небольшие хозяйственные постройки. Бурков взял кредит в Россельхозбанке на 700 000 руб. под залог животных. На эти деньги он купил семь коров и построил коровник, который спроектировал сам. В прошлом году Бурков собственными силами соорудил и сыроварню: купил за 30 000 руб. обычный варочный котел и оснастил его температурными датчиками и циркуляционным насосом. Готовая сыроварня обошлась бы в 1 млн руб.

Сколько нужно молока

Чтобы произвести 1 л сметаны, нужно 12–15 л молока, на 1 кг сыра уйдет 10 л, а на 1 кг масла – 25 л, поясняет Бурков. Одна корова дает в среднем 13,6 кг молока в сутки, по данным Минсельхоза за 2016 г.

Для выпаса 20 коров дачи не хватит – нужен участок в 30 га (1,5 га на одну голову) и еще 50–60 га для заготовки кормов (зимой одной корове нужно не меньше 3 т сена). В Шаховском районе гектар земли сельхозназначения стоит 300 000 руб., рассказывает Коновалов. На покупку 5 га земли под коровник, цех по переработке молока, сеновал, телятник, гараж, теплицы и курятник ушло около 10 млн руб. Еще 48 га он оформил в аренду, за которую платит 20 000 руб. с гектара в год. На 20 коров нужен коровник площадью не менее 500 кв. м, говорит Коновалов. Его строительство обойдется в 1,5–2 млн руб., еще 1,2 млн руб. нужно на покупку трактора и доильного оборудования.

Что производить

Ассортимент должен быть полным, говорит Бурков. Сам он кроме молока делает сметану, масло, йогурты, творог и сыр. Если продавать продукцию горожанам – сторонникам экологии и здорового образа жизни, цены можно установить в разы выше, чем у крупных хозяйств, сдающих молоко перерабатывающим заводам. Так, литр молока фермы «Коновалово» стоит 140 руб., у супругов Карповых – 160 руб. Для сравнения: закупочная цена молока у агрохолдинга «Красный восток агро», по словам его совладельца Айрата Хайруллина, составляет сейчас 32 руб. за литр, а у группы компаний «Эконива» – 30 руб., рассказал президент «Эконивы» Штефан Дюрр. Фермерский творог стоит от 350 до 900 руб. за 1 кг, а сыр – от 900 до 1500 руб. за 1 кг.

Коновалов делает 70%-ную торговую наценку на продукцию, чистая рентабельность составляет 20–25%. Выручка «Коновалово» превышает 50 млн руб. в год, у фермы «Для своих» – около 6 млн руб. в год.

Санитарный контроль

Молоко нельзя продавать без ветеринарного свидетельства, говорит Коновалов. Предприниматель должен встать на учет в Службе по борьбе с болезнями животных, ветеринары которой будут регулярно приезжать на ферму и осматривать животных. Но эти услуги не бесплатны. Коновалов платит службе по 5000 руб. в месяц.

Мастер-класс по доению

Повысить выручку и рентабельность фермерам помогает экологический туризм. Но потребуются инвестиции. На строительство одного гостевого дома площадью 160–180 кв. м понадобится не меньше 3 млн руб., говорит Коновалов. У Коновалова четыре гостевых домика, в обслуживании туристов заняты шесть человек. Желающих погостить на ферме управляющий находит через сайты купонных распродаж и напрямую в бизнес-центрах, где работают его клиенты. У «Коновалово» также есть бесплатный канал на YouTube, на котором показываются видео о ферме и мастер-классы. Помогут привлечь туристов дополнительные развлечения: рыбалка, охота, катание на лошадях, сбор ягод и грибов, замечает Лычев. Устав от сидения в офисе, горожане хотят физических нагрузок. Гости Коновалова с удовольствием колют дрова и доят коров. Карповы проводят экскурсии одного дня: водят гостей по питомнику, устраивают для них званые обеды и кулинарные мастер-классы. У них пока нет гостиницы – только одна комната для гостей. Бурков говорит, что дешевле всего начинать с экскурсий для групп школьников (на его ферме эта услуга стоит 200 руб. с человека). Основное – договориться с учителями или родителями-активистами, которые возьмут на себя организацию приезда детей, говорит Бурков.

СвернутьПрочитать полный текст

Второе требование – на каждую партию молока нужно получать сертификат качества. Для этого молочники сдают молоко в лабораторию – в ней проводится анализ на количество белка, жира, на содержание микроорганизмов. Коновалов возит молоко в лабораторию каждую неделю. А еще фермер должен получить сертификат соответствия ГОСТу или ТУ. Стоимость сертификации одного вида продукции – 12 000 руб., говорит Коновалов.

Нанять персонал

На старте достаточно двух человек: скотника (умеющего управляться с трактором) и доярки, считает Коновалов. С приемом заказов и доставкой продукции клиентам семейная пара основателей вполне справится сама, говорит Коновалов. Сегодня на ферме работают все члены его семьи. Коновалов управляет фермой, его жена отвечает за производство, старшая дочь – за работу с клиентами, младшая – за рекламу и упаковку, а зять – за доставку. У Карповых 12 наемных работников, в том числе водитель, повар, молочница, технолог, упаковщик, бухгалтер и маркетолог.

Наладить сбыт

Первое, чем должен заручиться начинающий фермер, – это постоянными клиентами, замечает Карпова. У него нет возможности попасть в торговую сеть: большие супермаркеты требуют от фермера обеспечить продукцией все точки сбыта, а на это нужна как минимум тонна молока в сутки. К тому же у фермерских продуктов, прошедших минимальную тепловую обработку, очень короткий срок годности – 3–5 дней при соблюдении температурного режима.

Мелким фермерам проще всего торговать через интернет-магазин или страничку в соцсетях. Так, например, делают Карповы. Сейчас у фермы 100 постоянных клиентов. Коновалов ищет покупателей не только через интернет, но и с помощью бесплатных дегустаций для жителей коттеджных поселков и дачных участков.

Можно также привлечь соседей-фермеров, у которых нет своего интернет-магазина. По соседству с Карповыми обосновались такие же мелкие фермеры, они торгуют на рынках, а у Карповых есть клиентская база. Бурков регулярно за 20%-ную комиссию берет на продажу перепелиные яйца у соседа, менеджера «Газпрома», который разводит перепелок.