Электронная биржа вагонов простаивает

За три с небольшим месяца РЖД удалось привлечь на свою биржу вагонов всего около 2% подвижного состава
Площадка задумывалась, когда на рынке был профицит полувагонов/ А. Гордеев/ Ведомости

В конце марта 2017 г. РЖД запустила электронную торговую площадку «Грузовые перевозки», чтобы поддержать конкуренцию на рынке услуг по предоставлению вагонов. Пока площадка отправила 20 000 вагонов с более чем 1 млн т грузов для 300 клиентов, рассказали «Ведомостям» два источника в разных компаниях-операторах. На бирже представлены вагоны лишь трех операторов: Федеральной грузовой компании (ФГК), Первой грузовой компании (ПГК) и «Нефтетранссервиса», говорят собеседники (представитель ФГК участие подтвердил, его коллеги из ПГК и «Нефтетранссервиса» отказались это комментировать). Для сравнения: общий парк вагонов в июне был более 1,1 млн единиц.

Еще в мае 2017 г. директор по коммерческой деятельности РЖД – гендиректор Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило отмечал, что биржа испытывает нехватку предложений собственников подвижного состава для обеспечения потребностей грузоотправителей – представителей малого и среднего бизнеса.

ФАС поддерживает биржу

Привлечение операторов и грузоотправителей на электронную площадку – необходимый шаг для перехода РЖД из состояния советской монополии в статус инновационной компании, уверен заместитель руководителя ФАС Александр Редько. ФАС, по его словам, открыта к диалогу, чтобы улучшить работу биржи.

Площадка задумывалась, когда на рынке был профицит полувагонов, а теперь его нет и необходимости в бирже – тоже, считают источники в нескольких компаниях-операторах. К тому же условия, которые предлагает РЖД, устраивают не всех операторов – «Ведомости» опросили более шести. Агентское вознаграждение за выигранный контракт – 2,5%, перечисляют источники в компаниях-операторах. Перевозка, по словам одного из них, оплачивается только через 5–6 недель после оказания услуги. «Условия участия в торгах предусматривают, что владелец вагона несет материальную ответственность за недоставку вагона вне зависимости от причин. За каждый вагон ему придется заплатить около 1100 руб.», – говорит собеседник «Ведомостей». Для сравнения: суточная ставка аренды полувагона в июне была 1300–1400 руб. На биржу вагонов пришли не все «дочки» РЖД – это еще одно свидетельство, что проект недоработан, иронизирует сотрудник еще одной компании. Условия непривлекательны – сейчас биржу можно использовать лишь для перевозки в крытых вагонах – на этом рынке наблюдается профицит, а вот полувагонов не хватает – эту проблему площадка не решит, говорит источник в компании-операторе. «Как канал продаж площадка должна отвечать рыночным требованиям – предоставлять технологические и ценовые преференции участникам», – считает он. Готовность операторов участвовать в торгах повысят технологические и организационные дополнения в проекте, уверена пресс-секретарь ПГК Елена Тимофеева.

ФГК готова и дальше работать на площадке РЖД, привлекая на площадку другие виды вагонов, заявил руководитель компании Алексей Тайчер (его слова передал представитель). По его мнению, это эффективный способ сотрудничества оператора и грузоотправителя.

Площадка упростит доступ клиентов к услугам перевозки и привлечет дополнительные грузы на железнодорожный транспорт, уверен представитель РЖД: благодаря сокращению порожнего пробега операторы смогут регулировать ценовые предложения. Представитель РЖД говорит, что компания планирует совершенствовать систему – организовать взаимодействие операторов для краткосрочной передачи вагонов друг другу.