Пригородные электрички выходят из кризиса

Перевозки пассажиров растут, но есть дефицит дотаций на перевозку льготников, проблемы с обновлением и передачей парка пригородным компаниям
В России пригородными перевозками занимаются 25 ППК. В 19 из них РЖД занимает в уставном капитале долю более 50%./ Сергей Портер/ Ведомости

Перевозки пассажиров в пригородном сообщении за первое полугодие 2017 г., по данным РЖД, выросли на 10,6% до 484,8 млн человек по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. Но во многом благодаря запуску Московского центрального кольца, считает представитель Института проблем естественных монополий (ИПЕМ). По данным ИПЕМа, за 2017 г. рост будет 8–9% к 2016 г. То есть по итогам года перевозки пассажиров электричками могут превысить 1 млрд человек и выйти на докризисный уровень 2013 г. (см. график). Пассажирооборот (учитывающий дальность перевозки) растет медленнее – прирост с января по май составил только 3,6%. После массовой отмены электричек в 2015 г. правительство пытается решить проблемы в этом секторе, но не все пока удалось: есть проблемы с передачей электричек пригородным пассажирским компаниям (ППК) и их обновлением (нет механизма), компенсацией затрат на перевозку льготников.

Слово президента

В России пригородными перевозками занимаются 25 ППК. В 19 из них РЖД занимает в уставном капитале долю более 50%. В июне президент РЖД Олег Белозеров говорил, что не все ППК убыточны, прибыль создается за счет низкой себестоимости перевозок и возраста подвижного состава. 21 компания достигла безубыточности – их общая чистая прибыль составила почти 2,6 млрд руб. в основном за счет трех ППК: Северной, Северо-Западной и Московско-Тверской (данные РЖД на конец 2016 г.). Пять компаний – Северо-Кавказская, Забайкальская, Южно-Уральская, а также «Кузбасс-пригород» и «Кубань экспресс-пригород» – получили общий убыток 632,8 млн руб. Раньше расходы по этим перевозкам несла РЖД – в 2010 г. ее потери составили около 30 млрд руб. Из-за недостатка финансирования в 2012–2014 гг. более 900 поездов было отменено, а в начале 2015 г. после отмены льготного тарифа на услуги инфраструктуры ликвидировали еще 300 поездов.

Только после поручения президента России Владимира Путина маршруты восстановили, а сегмент начали поддерживать. «Перестали ходить электрички в регионах. Вы что, с ума сошли? Мы понимаем, насколько это серьезно: это же не один автобусный маршрут отменили, а перестали ходить электрички в регионах», – говорил тогда Путин курирующему отрасль в правительстве вице-премьеру Аркадию Дворковичу (цитата по «Ведомостям»). После чего РЖД получила компенсацию в 25 млрд руб., а регионы – снижение тарифов в 4 раза. РЖД получила также льготу в виде нулевой ставки НДС на услуги перевозки в электричках, а ФАС установила 99%-ную скидку для пригородных компаний на инфраструктуру с полным возмещением потерь для РЖД до 2030 г.

Новые поручения

В 2015 г. кабмин предложил передать электрички РЖД ППК. Но выкуп поездов должен быть на паритетных условиях – РЖД и регионы должны внести в уставный капитал сумму, соразмерную стоимости передаваемых компаниям электричек. Но у субъектов не было средств, необходимых для сохранения долей. Обновление основных фондов и подвижного состава – полномочия учредителя ППК, считает заместитель руководителя аппарата губернатора и правительства Челябинской области Дмитрий Федечкин.

Из региональных бюджетов монополия получила компенсацию выпадающих доходов в размере 11,2 млрд руб., в том числе в счет погашения убытков прошлых лет – 1,2 млрд руб., но долг сохранился – 2,8 млрд руб., говорит представитель РЖД. Полностью компенсацию выплатили 36 регионов. «У большинства пригородных перевозчиков продолжает наблюдаться дефицит инвестиций, а для сохранения пригородных перевозок необходимы значительные дотации», – отмечает заместитель генерального директора ИПЕМа Владимир Савчук.

В июле 2017 г. Путин дал новые поручения правительству до 1 января 2018 г.: проанализировать экономическую эффективность пригородных перевозок, проверить результативность предоставленных льгот, субсидий, трансфертов, разработать механизм поддержки маршрутов, обновления электричек и инфраструктуры.

Льготников пересчитают

Не решилась пока проблема дотаций на перевозку льготников. К концу 2016 г. РЖД не получила компенсацию за 2009–2011 гг. в 10,9 млрд руб., следует из годового отчета компании. Норматив затрат в месяц на одного льготника, утверждаемый ежегодно Минтрудом, не учитывает реально совершенные поездки и не обеспечивает компенсацию недополученных доходов перевозчиком, считает представитель РЖД. По его словам, в 2017 г. правительство планирует компенсировать перевозку льготников в размере около 4,6 млрд руб., а льготным проездом при этом воспользуется к концу года около 66 млн человек на общую сумму 7,2 млрд руб. То есть реальные затраты превысят сумму компенсации почти на 2,6 млрд руб.

Минтранс начал разработку законопроекта, который изменит правила возмещения затрат. Потери в доходах ППК от перевозки льготников превышают средства, перечисляемые на эти цели Минтрудом, сказано в сообщении Минтранса. Они должны возмещаться в полном объеме за счет бюджета, считает представитель Минтранса. Документ должен вступить в силу в августе 2017 г. «Новые правила позволят вести персонифицированный учет поездок федеральных льготников, – говорит представитель РЖД. – Это даст возможность определить фактические потери в доходах перевозчиков и компенсировать их путем предоставления субсидий из бюджета».

Финансирование на 2017 г. еще не определено, число льготников сейчас корректируется, уточнил представитель Минтруда. В 2016 г. финансирование из госбюджета составило более 4,7 млрд руб., говорит чиновник. Согласно ли ведомство увеличить сумму начислений, представитель министерства не сказал, добавив, что проект постановления после его поступления рассмотрят. Минфин на запрос «Ведомостей» не ответил.