Бизнес
Бесплатный
Дарья Белоглазова
Статья опубликована в № 4371 от 26.07.2017 под заголовком: Якутию приравняют к России

«Железные дороги Якутии» могут лишиться независимости

ФАС хочет уравнять плату за пользование их инфраструктурой со средней по РЖД. Сейчас она вдвое выше

Независимости «Железных дорог Якутии» может прийти конец. С 1995 г. дороги были выведены в отдельное акционерное общество, чтобы завершить строительство дороги Беркакит – Томмот – Якутск. Сейчас протяженность железных дорог Якутии – около 800 км. Но тарифы для якутских железных дорог устанавливала Федеральная служба по тарифам (ФСТ) по специальной методике. Они устанавливались по фактическим затратам из-за суровых климатических условий, рассказывает гендиректор «Железных дорог Якутии» Василий Шимохин.

Теперь ФАС предлагает установить для РЖД и «Железных дорог Якутии» единый инфраструктурный тариф – «Ведомости» ознакомились с копией проекта постановления, подготовленного службой. Это приведет к выпадающим доходам компании в размере до 70% от выручки (более 700 млн руб.), подсчитал Шимохин. Хотя в пояснительной записке к проекту постановления говорится, что Минэкономразвития и Минтранс предлагали сохранить особый порядок расчета тарифов. Представитель ФАС на вопросы не ответил.

Что возят по Якутии

За пять месяцев перевезено 1,8 млн т грузов. Выросли контейнерные перевозки – 101 000 т (+ 29%), перевозки угля – 1,3 млн т (+28,7%), метизов – 13 300 т (+22,9%), строительных грузов – 58 800 т (+18%), нефтепродуктов – 204 500 т (+16%). В мае впервые в 2017 г. выросли перевозки продовольственных грузов – на 39,6%, но за пять месяцев динамика остается отрицательной (-31,4%).

Примерный средний инфраструктурный тариф РЖД – около 0,6 руб. за перевозку тонны на километр. Грузоотправители Якутии сейчас платят почти двойной тариф, отмечает источник в одной из компаний-грузоотправителей. Выравнивание тарифов принесет пользу потребителям, рад собеседник «Ведомостей».

По данным «Железных дорог Якутии», за пять месяцев по линии Беркакит – Томмот было перевезено около 1,8 млн т грузов, что на 11,9% больше показателей аналогичного периода 2016 г. (см. врез). Основные пользователи услуг «Железных дорог Якутии»: группа «Колмар» (объединяет угледобывающие, логистические и трейдинговые предприятия) и «Сахатранс» (в обеих компаниях есть доля Volga Group Геннадия Тимченко), а также «Мечел». В 2016 г. скидки на перевозки по «Железным дорогам Якутии» добивался Evraz (для развития железорудного месторождения Тимир). Представитель Evraz от комментариев отказался. Представители «Мечела», «Сахатранса» и группы «Колмар» на запрос «Ведомостей» не ответили.

Перевозка в Якутии дороже, так как затраты формируются в условиях Севера, объясняет Шимохин. Условия компенсации подобных работ в Якутии суровее – повышенная заработная плата сотрудников железных дорог, компенсация увеличенного отпуска (65 дней), а также проезда до места курорта. Повышенные тарифы установлены, например, в Мурманске, но за счет низких ставок в Воронеже и Краснодаре общая нагрузка в среднем по системе РЖД сглаживается. Выравнивание тарифов обернется для «Железных дорог Якутии» убытками, говорит Шимохин: «При выручке более 1 млрд руб. выпадающие доходы составят 70%. В таких условиях даже уголь, погрузка которого показывает прирост, станет для нас убыточным».

«Железные дороги Якутии»

Железнодорожный перевозчик
Основные Акционеры – РЖД (49,94%), Якутия (43,65%).
Выручка (РСБУ, 2016 г.) – 7 млрд руб.
Чистая прибыль – 80 млн руб.

«Железные дороги Якутии» попросили РЖД и ФАС выработать механизм компенсации затрат компании перед выравниванием тарифов на инфраструктуру, рассказал Шимохин. Только продуманная схема субсидирования может стать обоснованием установления единых тарифов, считает он. Представитель РЖД от комментариев отказался.

Хотя себестоимость перевозок в Якутии выше, чем среднесетевой тариф по стране, это не единственный такой регион, говорит партнер A.T. Kearney Евгений Богданов. По его мнению, можно либо полностью интегрировать «Железные дороги Якутии» в РЖД, либо сохранить их в качестве самостоятельной железнодорожной компании, тогда действительно нужен бюджетный механизм покрытия выпадающих доходов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать