В России началась реформа теплоэнергетики

Новые правила должны привлечь в отрасль 2,5 трлн рублей. Но рост цен для населения неизбежен, предупреждают эксперты
Недостаток инвестиций привел к тому, что значительная часть оборудования ТЭС нуждается в обновлении/ А. Махонин/ Ведомости

Изменения в закон о теплоснабжении, меняющие систему отношений в теплоэнергетике, подписаны президентом России Владимиром Путиным. Они вступили в силу в понедельник, 31 июля. С этого документа начинается реформа теплоэнергетики, которая должна привлечь в отрасль частные инвестиции.

Не хватает инвестиций

Объем рынка теплоэнергии оценивается в 1,5 трлн руб., а платежи за тепло составляют более 50% в коммунальных расходах населения. При этом отрасль недофинансирована. Ежегодные госсубсидии составляют около 150 млрд руб. при потребности в 200 млрд руб. Частные инвестиции оцениваются примерно в 90 млрд руб. в год, а потребность – в 250 млрд руб. 37% из этих средств могут быть получены за счет повышения эффективности, отмечается в материалах Минэнерго. Недостаток инвестиций привел к тому, что значительная часть оборудования ТЭС нуждается в обновлении: только 26% котлов и 36% турбин ТЭС моложе 30 лет. К 2020 г. 26–28 ГВт мощностей ТЭЦ выработают свой парковый ресурс, отмечал в докладе Фонд энергетического развития.

Еще одна проблема, которую должна решить реформа, – избыток тепловой мощности. По данным Минэнерго, на сегодня ТЭЦ загружены не более чем на 30% установленной мощности, а котельные – в среднем на 15%. Неконкурентоспособность ТЭС на оптовом рынке электроэнергии приводит к тому, что станции этого типа получают статус «вынужденных по теплу», т. е. их невозможно по каким-либо причинам вывести из эксплуатации (например, они являются единственным источником теплоэнергии в регионе), но они получают гарантированный тариф, чтобы покрыть свои высокие расходы. По оценкам Минэнерго, сейчас на рынке работают 10 ГВт «вынужденных», это обходится энергорынку более чем в 9 млрд руб.

Субсидирование рынка теплоэнергетики за счет рынка электроэнергетики, отсутствие долгосрочных тарифов не оставляет теплогенерирующим компаниям мотивации к оптимизации и развитию отрасли, отмечало Минэнерго в своих материалах. Инвесторы готовы вкладывать в это средства, но только под гарантии справедливых и стабильных правил функционирования отрасли – долгосрочных правил ценообразования, сказал представитель «Т плюса».

Цель – либерализация

Благодаря закону отпадала необходимость придания электростанции статуса «вынужденной», отмечает преимущества директор Сообщества потребителей энергии Василий Киселев. Закон также отменяет государственное регулирование цен в теплоэнергетике. Теперь правительство будет устанавливать только предельный уровень цен по так называемому методу альтернативной котельной. То есть цена на тепло будет высчитываться исходя из того, во сколько потребителям обошлась бы теплоэнергия в случае строительства ими собственной котельной. Предусмотрено также появление ценовых зон, за теплоснабжение внутри них будут отвечать единые теплоснабжающие организации, которые будут обязаны строить, реконструировать и модернизировать объекты теплоснабжения. Переходный период составит 5–10 лет.

Альтернативная котельная – лишь один из методов регулирования, переход на него не является обязательным для регионов, передал «Ведомостям» через представителя замруководителя ФАС Виталий Королев. В начале июля замминистра энергетики Вячеслав Кравченко говорил, что реформа может стартовать с середины 2018 г. в Казани, Набережных Челнах, Красноярске.

Реформа создаст условия для долгосрочной, предсказуемой ценовой модели, отмечается в материалах Минэнерго. При этом внутри одной системы теплоснабжения предусматривается конкуренция по цене между источниками и возможность приобретать тепловую энергию в большем объеме у источника с низкой себестоимостью, говорилось в докладе Фонда энергетического развития. Минэнерго ожидает, что приток инвестиций в результате составит 2,5 трлн руб., а нагрузка на госбюджет снизится на 150 млрд руб. ежегодно. Сибирская генерирующая компания готова инвестировать 20 млрд руб. в теплоэнергетику, говорила в начале лета директор компании по тарифообразованию Екатерина Косогова (слова по «Интерфаксу»). Сейчас компания вкладывает около 5 млрд руб., срок окупаемости таких проектов – 12 лет, отмечала она.

Сколько заплатит население

Рынок теплоэнергетики – один из крупнейших потребительских рынков в России, без участия населения провести реформу, как в электроэнергетике, нельзя, говорит руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Основной риск реформы – социальные последствия. По ее оценке, цены для населения в среднем по России могут вырасти на 30%. В некоторых случаях, где потребуются значительные инвестиции, рост тарифов на теплоэнергию может оказаться существенным, соглашается Королев. Не все потребители готовы платить больше за более высокое качество теплоснабжения и региональные власти должны оценивать последствия для своих потребителей, подчеркивает он.

В 60% поселений тариф уже выше предполагаемого уровня альтернативной котельной, говорится в отчете Фонда энергетического развития, следовательно, в этих поселениях можно будет заморозить тариф и не индексировать его в последующие годы. В остальных рост должен быть в пределах инфляции, в ряде случаев – плюс 2–4% сверх инфляции.

Задачи регионов

В каждом городе должна быть долгосрочная схема теплоснабжения сроком на 15 лет. Но до сих пор некоторые города с населением более 500 000 человек такие схемы не утвердили. За это нет ответственности, хотя она нужна производителям теплоэнергии, чтобы определить технологии и необходимые инвестиции, отмечает Фонд энергетического развития. Принятый закон предусматривает обязательное соглашение с муниципалитетом об исполнении схемы теплоснабжения, говорит представитель «Т плюса». Закон создает стимулы для замещения неэффективных источников энергии и инвестиций в теплоснабжение, но важна практическая реализация закона на местах и контроль за расходованием тарифных источников именно на повышение эффективности системы теплоснабжения, говорит руководитель проекта развития бизнеса в энергетическом секторе PwC Дмитрий Стапран. Успех реформы во многом будет зависеть от своевременного принятия необходимых подзаконных актов и гарантий учета в них региональных особенностей, говорит представитель «Газпром энергохолдинга».