Продавцов продуктов питания стало слишком много

В ближайшие годы отрасли грозит волна закрытий магазинов
За 2016 г. в США продажи потребительских товаров, еды и напитков составили $440 млрд./ Tony Gutierrez/ AP

В США стало слишком много продуктовых магазинов, пишет The Wall Street Journal (WSJ): пока ритейлеры массово открывали магазины, многие потребители перешли от крупных закупок раз в неделю к более частым покупкам готовой еды и снеков, которые можно захватить из магазина или кафе. Темпы роста продаж ритейла угасли, а отрасль оказалась перед риском закрытий магазинов, пишет WSJ со ссылкой на топ-менеджеров в ритейле, банкиров и отраслевых экспертов.

Продажи продовольствия в последние годы росли во многих типах магазинов. Часть роста обеспечили традиционные игроки, ускорившие рост сетей после кризисного спада 2008 г., чтобы подстегнуть выручку. Но продавать свежую еду начали и магазины фиксированных цен, и аптеки, и клубные магазины, и даже автозаправки.

За 2016 г. в США продажи потребительских товаров, еды и напитков составили $440 млрд. Из них 37% – это продовольственные магазины, и этот показатель на 6% меньше, чем в 2015 г., по данным Inmar Willard Bishop Analytics. Пока покупатели были лояльны традиционным сетям, им удавалось увеличивать продажи в сопоставимых магазинах на 3% ежегодно с 2013 г. Но рост сошел на нет в 2016 г. и, по прогнозу на текущий год, ситуация не изменится из-за конкуренции, считают эксперты FactSet. Рынок достиг критического момента: ритейлеры поняли, что новые магазины уже не решают их проблемы, рассуждает аналитик Диана Шиэн из Kantar Retail.

Миллиарды навынос

$73 млрд составили продажи готовой еды в «магазинах у дома» в США за 2016 г., по данным Национальной ассоциации «магазинов у дома» США (NACS). Это на 72% больше, чем было в 2010 г.

Российскому рынку до США еще далеко, констатирует младший партнер Bain & Company Ростислав Хоменко: только у Walmart торговая площадь в США в 6 раз превышает площадь всех гипермаркетов в России.

Но избыток торговых площадей под продовольственной розницей уже заметен и в России, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Часто российские сети сокращают площади за счет централизации и выноса за пределы торговых точек фабрик-кухонь, откуда в магазины завозят готовые продукты, приводит пример Бурмистров. При этом кулинария – готовые и упакованные блюда навынос со сроком хранения до нескольких дней – за последние несколько лет стала одним из лидеров продаж, отмечает представитель сети супермаркетов «Азбука вкуса» Андрей Голубков: доля продаж кулинарии выросла в сети примерно на 70% в прошлом году в сравнении с 2015 г.

Именно на волне этого спроса, по словам Голубкова, кулинария стала основой концепции для «магазинов у дома» АВ Daily в 2014 г. Они следуют новому образу жизни людей в крупных городах – когда нет лишнего времени, но есть потребность в домашней еде, пояснил он. Чтобы рынок кулинарии рос и дальше, должны расти доходы населения (готовая еда дороже) и сохраняться высокая занятость, из-за которой люди реже готовят, рассуждает Хоменко. Сейчас тренд на еду вне дома в России есть, но везде, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, пока слабый, говорит он. По его словам, рост площадей продовольственной розницы в России продолжится еще несколько лет примерно по 2% ежегодно, в основном за счет федеральных сетей.

Проблема в целом не в площадях, а в концепции, считает Голубков: важно не сокращать число точек, а делать их разноформатными, только так удается удовлетворить все потребности клиента. По недавним подсчетам, рассказывает Голубков, покупая в разноформатных магазинах одной сети, клиент в целом тратит больше, чем тратил раньше в привычном магазине.