Бывший владелец «Павловскгранита» Сергей Пойманов проиграл в суде США

Он был признан банкротом, что лишает его шанса получить через суд со Сбербанка $750 млн
Сбербанку удалось выиграть дело в судах в России и США / Евгений Разумный/ Ведомости

Сергея Пойманова, бывшего владельца одного из крупнейших предприятий по производству щебня – «Павловскгранита», признали банкротом в США, следует из определения суда Южного округа штата Нью-Йорк от 31 июля. Суд также признал, что решения российского суда в вопросе банкротства Пойманова имеют приоритет в США. Для Пойманова это значит, что его сделка с PPF Management о переуступке прав требования взыскивать с президента Сбербанка Германа Грефа и соответчиков $750 млн признана ничтожной. Соответствующее постановление 31 июля вынес Арбитражный суд Московской области. Пойманов находится под арестом.

Получается, что права требования PPF Management на $750 млн останутся в общей конкурсной массе, которой руководит финансовый управляющий Алексей Базарнов, следует из решения российского суда.

Базарнов отмечал ранее, что Пойманов признан банкротом, все его имущество по российскому законодательству должно было быть помещено в конкурсную массу, в том числе и права взыскивать с третьих лиц возмещение по суду. Уступка прав требования третьим лицам неправомерна, говорил Базарнов.

Пойманов до конца 2009 г. был крупнейшим владельцем «Павловскгранита», но предприятие не смогло обслуживать долг перед Сбербанком (см. врез). Сбербанк удовлетворен решением. «Все проблемы Пойманова связаны исключительно с невозвратом кредита, что подтверждается многочисленными судебными актами в России», – добавил представитель банка.

Поскольку Пойманов давал личное поручительство по кредиту «Павловскгранита», кредиторы в суде добились личного банкротства Пойманова в июле 2016 г. Но бывший владелец «Павловскгранита» заключил сделку с PPF Management, по которой компания могла требовать возмещения с «обидчиков» Пойманова. В своем иске PPF Management утверждала, что Греф и «сообщники» вступили в преступный сговор с целью рейдерского захвата «Павловскгранита».

История дела

В 2008 г. Сбербанк выдал кредит на 5,1 млрд руб. под залог доли в компании Пойманову на покупку 48%-ной доли. Пойманов дал личное поручительство по кредиту, но кредит компания обслуживать не смогла. В итоге «Сбербанк капитал» продал доли в «Павловскграните». Покупатели, утверждается в иске, были аффилированы с ННК Жукова и получили кредит в Сбербанке на льготных условиях.

Именно поэтому 22 ноября 2016 г. PPF Management подала в суд Южного округа Нью-Йорка на Грефа, «Сбербанк капитал» и его гендиректора Ашота Хачатурянца, «НЭО центр» и его вице-президента Олега Грефа, совладельца Национальной нерудной компании (ННК) Юрия Жукова, а также еще нескольких юридических и физических лиц. Требовала PPF Management $500 млн материального и $250 млн морального ущерба за утерю контроля Пойманова над «Павловскгранитом».

Нью-йоркский суд не увидел в доказательствах, представленных PPF Management, признаков рейдерского захвата предприятия, следует из решения суда. Судья Мэри Кей Висконсил в своем постановлении утверждает, что эксперты PPF Management представили общие свидетельства о существовании такого явления, как «рейдерство в России», но не представили конкретных доказательств участия Базарнова в «недобросовестных или преступных действиях в связи с российским расследованием по делу о несостоятельности Сергея Пойманова». Доказательств коррупции и прочих нарушений со стороны российских судов американский суд по делам о банкротстве не увидел. Также Базарнов подчеркнул, что в правовой системе США нет такого понятия, как рейдерство.

Адвокаты Пойманова не смогли прокомментировать решение американского суда. Базарнов отметил, что решение американского суда было вполне ожидаемо.

Если решение московского суда устоит в вышестоящих судах, то истец в США (PPF Management) перестанет быть таковым, комментирует партнер BMS Law Firm Денис Фролов. Получается, что права требования к «обидчикам» Пойманова PPF Management получила по недействительной сделке, в итоге дело в США на $750 млн может развалиться, говорит юрист.