Сбербанк получит не менее 45% «Яндекс.Маркета» за 30 млрд рублей

Так «Яндекс» может ускорить «строительство Amazon»
Сбербанк вложит в «Яндекс.Маркет» 30 млрд руб./ А. Гордеев / Ведомости

Сбербанк и «Яндекс» подписали соглашение о намерениях создать совместное предприятие на базе «Яндекс.Маркета», сообщили обе компании. Пока по сделке подписаны необязывающие документы.

Предполагается, что Сбербанк вложит в «Яндекс.Маркет» 30 млрд руб. «На момент сделки партнеры оценивают все предприятие в 60 млрд руб. без учета будущей синергии», - сказано в сообщении. Стороны будут иметь равные доли в компании. «До 10% акций компании пойдут на формирование опционного фонда для сотрудников "Яндекс.Маркета"», - уточнил «Яндекс».

По собственным данным “Яндекса”, оборот его торговой площадки за 2016 г. составил около 100 млрд руб.

Сделка будет закрыта после того, как будут подписаны обязывающие документы, проведена инвестиционная проверка “Яндекс.Маркета” и получены регуляторные разрешения, сказано в сообщении компании. Стороны ожидают закрытия сделки до конца 2017 г.

Обе компании собираются “развивать экосистему электронной коммерции, включающую покупку и продажу товаров, в том числе цифровых, а также связанные с этим продукты и услуги”, сообщили они.

Старые товарищи

Сбербанк хорошо знаком с бизнесом «Яндекса». Еще в 2009 г. госбанк купил «золотую акцию» «Яндекса» за 1 евро и получил право блокировать сделки с крупными пакетами акций компании. В конце 2012 г. госбанк договорился о покупке 75% «Яндекс.Денег» за $60 млн и к середине 2013 г. закрыл эту сделку. С 2014 г. Греф входит в совет директоров интернет-компании в качестве неисполнительного директора.

«Дочки» на выданье

«Яндекс» с 2015 г. пересмотрел организационную структуру, выделив ряд направлений в отдельные ООО. Так, отдельными компаниями, в частности, стали «Яндекс.Маркет» и «Яндекс.Такси». Это облегчило привлечение инвесторов в отдельные направления бизнеса. В июле 2017 г. «Яндекс» договорился о слиянии с российским бизнесом Uber. Компании оценивали консолидированную стоимость новой структуры в $3,725 млрд. Uber должен инвестировать $225 млн, «Яндекс.Такси» — $100 млн.

Сбербанк присматривался к возможностям инфраструктуры электронной коммерции в последнее время.

Так, в начале 2017 г. «Коммерсантъ» сообщал, что правительственные чиновники, администрация президента и Центробанк обсуждали основные условия, на которых Сбербанк мог бы создать с китайской Alibaba Group совместное предприятие в области электронной торговли. Эта сделка не состоялась, но «Яндекс» предупреждал инвесторов весной: AliExpress - конкурент, и создание СП с банком может негативно сказаться на бизнесе «Яндекса».

Сбербанк давно выбрал путь торговой площадки, marketplace, и изучал разные варианты, напоминает гендиректор Frank Research Group Юрий Грибанов: «Сотрудничество с “Яндекс.Маркетом” - логичное продолжение идеи, что Сбербанк должен быть чем-то большим, чем просто банк». Банк, по этой стратегии, должен монетизировать свои знания и доступ к своим клиентам, создавая для них дополнительные ценности, дополнительные услуги, поясняет Грибанов. «И совместное предприятие с “Яндекс.Маркетом” - это, по сути, покупка уже наработанной экспертизы у компании», - заключает эксперт.

Стройка Amazon

«Инвестиции Сбербанка укрепят позиции “Яндекс.Маркета” на рынке и принесут пользу партнерам. В частности, они обеспечат дополнительными ресурсами новые направления: логистику, программу “Заказ на Маркете”, работу с зарубежными магазинами», — заявил генеральный директор «Яндекс.Маркета» Максим Гришаков.

Основатель «Яндекса» Аркадий Волож еще несколько лет назад сформулировал курс «Яндекс.Маркета» как строительство нового Amazon, и это объясняет, зачем сделка со Сбербанком понадобилась «Яндексу», говорит партнер Data Insight Федор Вирин: он получит финансовые ресурсы на реализацию этой стратегии. «Яндекс» мог бы вложить и свои деньги, но получить дополнительные финансовый ресурс и компетенции Сбербанка - «очень привлекательная история», добавляет он.

Модель «Яндекс.Маркета» себя изжила, отмечает Вирин: перевод площадки на работы по разным схемам (CPA, CPC и др.) - это, «по сути, реанимация кликовой модели сравнения цен», но она больше не актуальна для рынка и привела к сокращению рентабельности продавца, выдавливанию их с рынка, снижению качества услуги на рынке.

«Начинать надо с выстраивания базовых офлайновых процессов, которых до этого в «Яндекс.Маркете» просто не было», - говорил сам Волож «Ведомостям» в мае 2017 г. До сих пор «Яндекс» избегал этого, но ситуация на рынке изменилась, на рынок пришли новые игроки, пояснял он: «Наш продукт будет перестроен под новые реалии». Также Волож не исключал покупок активов в сфере электронной торговли.

Партнерство «откроет новые возможности для российских компаний, игроков рынка электронной коммерции, малого и среднего бизнеса, а также создаст как условия для роста экспорта российских товаров за рубеж, так и новые возможности для зарубежных участников рынка», считает председатель правления Сбербанка Герман Греф (его слова приводятся в сообщении компаний).