Статья опубликована в № 4382 от 10.08.2017 под заголовком: Интернет пристроился к ремонту

Строительные гипермаркеты нашли способ растить продажи без новых магазинов

Интернет-заказы отчасти компенсируют отсутствие новых точек
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

За январь – июнь 2017 г. в России открыто всего 16 крупных магазинов товаров для ремонта, дома и сада (DIY), прирост торговой площади составил 47 000 кв. м – почти вдвое меньше, чем год назад, подсчитали эксперты Infoline. Новые магазины открывали только лидер рынка – Leroy Merlin, а также сети СТД «Петрович» и «Максидом».

Обычно крупные магазины товаров для ремонта и дома открываются под конец года, в IV квартале и в декабре, замечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Но с прошлого года ситуация изменилась, отмечает он: много магазинов закрылось, с рынка ушел целый ряд крупных игроков («Домоцентр», «Трест СКМ», «Метрика») – и на первое полугодие пришлось 63% годового прироста торговых площадей. Суммарно по итогам 2017 г. Infoline ждет прироста торговых площадей DIY-магазинов примерно на 150 000 кв. м против 174 000 годом ранее.

Infoline в первую очередь связывает негативные показатели с активным развитием онлайн-продаж, сказано в исследовании. За последние три года интернет-торговлю строительно-отделочными материалами и товарами для дома начали почти 100 российских крупнейших сетей и сейчас из 300 крупнейших DIY-ритейлеров 186 развивают полноценные интернет-магазины, перечисляют эксперты. Онлайн-продажи позволяют сетям оптимизировать количество новых торговых объектов, считает гендиректор Infoline Иван Федяков.

Лидер в интернет-торговле среди магазинов товаров для ремонта и дома – СТД «Петрович» с 8 млрд руб. интернет-выручки за 2016 г., по данным Infoline. Лидер по общим продажам – Leroy Merlin, она также активно развивает онлайн-канал: компания сотрудничает с логистическим оператором «Сдек» для доставки некрупных заказов в пункты выдачи по всей Москве, свидетельствует сайт ритейлера. Представитель ритейлера вчера вечером не смог предоставить комментарии.

С каждым годом онлайн-продажи будут занимать большую долю рынка, в первую очередь из-за удобства для покупателей и низких издержек для продавцов, соглашается гендиректор СТД «Петрович» Евгений Мовчан. Но замедление роста российских DIY-сетей скорее связано с падением реальных доходов населения и неспособностью ритейлеров быстро меняться вслед за рынком, предлагая новые сервисы и ассортимент, считает он. У СТД «Петрович», по словам Мовчана, в первом полугодии 2017 г. доля розничных онлайн-продаж – 36,6% (+2,4 п. п.).

Действительно, динамичнее всего растут онлайн-продажи, подтверждает представитель «Максидома» Дарья Сергиенко. У этой компании за январь – июнь 2017 г. число заказов на сайте выросло на 38% год к году, поэтому сейчас ритейлер рассматривает возможность даже построить отдельный распредцентр для интернет-магазина, рассказала она. «Но мы уверены, что будущее за омниканальностью [продажи всеми доступными каналами], поэтому развиваем сеть как онлайн, так и офлайн. В июне этого года открылся магазин в Уфе, сейчас мы проектируем новый магазин в Москве», – добавляет Сергиенко.

Нельзя сказать, что онлайн-продажи могут полностью заменить гипермаркеты стройматериалов и товаров для дома, считает гендиректор сети «К-раута» Артем Тараев. Есть товары, которые очень сложно выбирать через интернет, говорит он, в первую очередь товары для интерьера – обои, ламинат, плитка, для покупки которых важны нюансы цветовых и даже тактильных характеристик.

Замедление роста площадей строительных магазинов может быть связано также с емкостью и насыщенностью рынка, предполагает Тараев. «Почти во всех крупных городах уже появились большие международные игроки. В текущих условиях трудно найти интересные места для открытия новых полноформатных магазинов», – рассуждает он.

«К-раута», по словам Тараева, открыла один магазин в марте, до конца года новых не планируется, т. е. темпы роста сети будут такие же, как в 2016 г. «Мы тщательно подходим к выбору площадок для развития. А в двух наиболее интересных для нас регионах – Москве и Петербурге – есть сложности с их подбором», – говорит он.

Читать ещё
Preloader more