Второй авиаперевозчик Германии почти банкрот

Air Berlin подала заявление о банкротстве, не сумев составить конкуренцию лоукостерам
Air Berlin не помогла поддержка материнской компании и правительства Германии / Tobias Schwarz/ REUTERS

Во вторник Air Berlin сообщила о подаче заявления о несостоятельности, объяснив это тем, что крупнейший акционер Etihad Airways (владеет 29,2%) отказался от ее дальнейшей финансовой поддержки. Etihad еще в апреле выделила Air Berlin 250 млн евро, но во вторник объявила, что за последние месяцы операции немецкого перевозчика ухудшались беспрецедентными темпами. Два представителя Etihad в совете директоров Air Berlin подали в отставку.

Авиакомпания перевезла в январе – июле 17,5 млн пассажиров (35,6 млн – в 2016 г.), это второй после Lufthansa крупнейший немецкий перевозчик, в парке на конец прошлого года было 139 самолетов (38 из них в 2016 г. сданы в субаренду вместе с экипажами дочерним авиакомпаниям Lufthansa). В 2016 г. Air Berlin получила 782 млн евро чистого убытка, а ее накопленные убытки за шесть с небольшим лет достигли 2,7 млн евро, сообщает агентство Bloomberg. Вчера на Франкфуртской бирже акции Air Berlin Plc (компания зарегистрирована в Великобритании) упали на 32%, капитализация – до 58,7 млн евро.

Air Berlin продолжила работать за счет кредита правительства Германии в 150 млн евро. Этих денег хватит на три месяца работы, цитирует Bloomberg министра экономики Германии Бригитту Циприс. При этом Lufthansa и еще одна неназванная авиакомпания далеко продвинулись в переговорах по частичному спасению банкрота, говорят Циприс и сама Air Berlin. Lufthansa вчера подтвердила заинтересованность в частичной покупке Air Berlin. В компании работает 8600 человек.

Etihad больше не платит

В мае 2017 г. заявление о несостоятельности подала крупнейшая авиакомпания Италии Alitalia (на 49% принадлежит Etihad). Акционеры разработали план реструктуризации бизнеса Alitalia, который подразумевал вливание в перевозчика 2 млрд евро и сокращение 1600 сотрудников (из 12 500), но сотрудники проголосовали против плана. Etihad, как следствие, отказалась от дальнейшей поддержки своей «дочки». «Бизнесу [Alitalia] для выживания и развития требуется фундаментальная и глубокая реорганизация, без поддержки реструктуризации всеми акционерами мы не готовы инвестировать дальше», – говорил тогдашний гендиректор Etihad Джеймс Хоган. Позже стало известно, что предложение о покупке Alitalia сделала крупнейшая европейская авиакомпания – лоукостер Ryanair.

Air Berlin была создана в 1978 г. американским пилотом Кимом Лундгреном, в 1990 г. стала работать по модели лоукостера, в 2006 г. перешла на гибридную модель – в сегмент между лоукостерами и авиакомпаниями полного сервиса. «Air Berlin была заметным игроком на рынке, раздражителем для Lufthansa, при низких тарифах имела хороший сервис. Но со своей гибридной моделью стала проигрывать в конкуренции лоукостерам, прежде всего Ryanair и Easyjet», – говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. Собственно, все европейские перевозчики уступают классическим лоукостерам, просто у кого-то запас прочности выше, добавляет эксперт.

В Россию Air Berlin стала летать в начале 2000-х и очень эффективно работала на этом рынке, продолжает Рыбак. В январе 2016 г. Air Berlin полностью ушла из России, закрыв остававшиеся тогда два ежедневных рейса Москва – Берлин и Москва – Дюссельдорф и пять рейсов в неделю по направлению Калининград – Берлин. Годом ранее она ушла с линии Москва – Вена и Санкт-Петербург – Берлин. Этот шаг компания объяснила глобальной оптимизацией своей маршрутной сети и сокращением неприбыльных направлений.

«У Air Berlin практически нет материальных активов, ее самолеты находятся в лизинге, а не в собственности, но ценность могут представлять слоты авиакомпании», – цитирует Bloomberg аналитика Oddo BHF Тони Лебона. HSBC сообщал в своем июльском отчете, что при поглощении бизнеса Air Berlin в случае ее краха Lufthansa придется отказаться от некоторых активов конкурента – дочерней авиакомпании Niki, части слотов в Берлине и Дюссельдорфе. Иначе будет нарушено антимонопольное законодательство. Главным претендентом на эти «лишние» активы будет английская Easyjet, считает HSBC.

Это уже второй европейский актив Etihad, который уходит в банкротство в этом году (см. врез).