Энергетики могут вывести станции из эксплуатации

Генерирующим компаниям не нравится, что цена мощности, которая определяется на конкурсе, растет медленно
По сравнению с прошлым годом ориентиры правительства выросли на 4–5%/ А. Гордеев/ Ведомости

Правительство определилось с предельными ценами на мощность в 2021 г. Распоряжение об этом было опубликовано в понедельник. В европейской части России и на Урале (первая ценовая зона) минимальная цена на мощность составит 119 000 руб./МВт, максимальная – 163 000 руб./МВт. В Сибири (вторая ценовая зона) ценовой пол будет на уровне 163 000 руб./МВт, потолок – 228 000 руб./МВт.

По сравнению с прошлым годом ориентиры правительства выросли на 4–5%. При этом конечная цена мощности будет определена на конкурентном отборе мощности (КОМ), который пройдет осенью. Отбор мощности, которая будет обязательно оплачена потребителями, проводится на три года вперед. По такой схеме рынок начал работать с 2015 г. С тех пор в первой ценовой зоне цена после отбора мощности формировалась на нижнем уровне (см. график). Цены складывались ниже максимума, так как в обеих ценовых зонах мощности больше, чем нужно, объясняет руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова: в первой ценовой зоне профицит был около 10% мощности. Похожая ситуация сохранится и на 2021 г., ожидает она.

Определенный правительством рост учитывает только уровень инфляции, но не будущие инвестиции – вряд ли это поможет существенно улучшить экономику проектов модернизации энергомощностей без гарантии доходности, считает аналитик Renaissance Capital Владимир Скляр. Росту цены может поспособствовать особенность проведения отбора: формула, определяющая цену в рамках КОМ, построена таким образом, что чем меньше заявляется мощности на отбор, тем выше итоговая цена, считает эксперт.

НП «Совет производителей энергии» неоднократно просило правительство хотя бы частично учесть отставание цен КОМ от инфляции, говорит представитель ассоциации. Также в предыдущих отборах не учитывался в полной мере рост цен на топливо, добавляет он. Все это ведет к избыточному стимулированию вывода мощностей из эксплуатации и созданию дефицита мощности, подчеркивает он. Осенью 2016 г. на КОМ-2020 было отобрано почти 160 ГВт мощности, общая установленная мощность российских электростанций превышает 230 ГВт. В свою очередь Минэнерго в июле предложило при определении итоговой цены мощности не использовать максимальный ценовой уровень, если мощности не хватает.

Еще одним фактором, который подтолкнет цены вверх, может стать механизм модернизации станций. Весной заместитель министра энергетики Вячеслав Кравченко обещал, что Минэнерго к концу года подготовит предложения о механизме (его слова передавал «Интерфакс»). Обсуждается несколько вариантов: новый договор о предоставлении мощности (ДПМ-штрих на модернизацию) и повышение цены КОМ. Заместитель гендиректора «Газпром энергохолдинга» Павел Шацкий говорил, что его компания может модернизировать до пяти объектов в год при цене КОМ 170 000 руб./МВт (слова по «Интерфаксу»). Отказ от резкого повышения цен в КОМ на 2021 г. делает программу ДПМ-штрих фактически безальтернативной, считает Скляр.

Оплата отобранной на КОМ мощности составляет лишь часть итогового платежа за мощность. В него также входят плата за ДПМ, мощность новых АЭС и ГЭС, различные надбавки (например, компенсация промышленными потребителями ценовых зон снижения энерготарифов на Дальнем Востоке). В 2017 г. итоговые цены мощности в первой ценовой зоне составили 565 000 руб./МВт в месяц, во второй – 520 000 руб./МВт в месяц. По оценкам «Сообщества потребителей», в ближайшие годы итоговая цена мощности за счет ввода новых объектов по различным видам ДПМ будет расти в среднем на 18%.

Единственный действенный механизм, который побудит регулятора отказаться от ценового потолка, – это план вывода избыточной мощности, но это маловероятный сценарий в течение ближайших 6–8 лет, считает Скляр.