Минэкономразвития раскритиковало проект правил работы агрегаторов типа «Яндекс.Маркет»

В поправках в закон по защите прав покупателя ведомство увидело риски избыточных запретов и ограничений
Принятие проекта может оказать существенное негативное влияние на конкуренцию: малый бизнес, для которого агрегаторы являются основным каналом дистрибуции, уйдет, а останутся только крупные игроки, заявлял представитель «Яндекса»/ Андрей Гордеев/ Ведомости

Минэкономразвития России подготовило заключение оценки регулирующего воздействия (ОРВ) на проект поправок, которые могут ввести ответственность интернет-агрегаторов за информацию их партнеров о товаре, услуге или продавце. «Ведомости» ознакомились с документом; представитель ведомства подтвердил его достоверность.

Речь идет о проекте поправок, которые закрепят в законодательства понятие «агрегатор товаров, услуг» и ответственность таких компаний перед потребителями. Основное нововведение предполагает ответственность агрегаторов за реальный ущерб потребителю, если информация о товаре или продавце, на основании которой сделана покупка, оказалась недостоверной.

Торговое партнерство

В начале августа 2017 г. Сбербанк и «Яндекс» подписали соглашение о намерениях создать совместное предприятие на базе «Яндекс.Маркета», стороны будут иметь равные доли в компании. На момент сделки партнеры оценивают все предприятие в 60 млрд руб. без учета будущей синергии, сообщали обе компании.

Крупнейшим товарным интернет-агрегатором в России считается «Яндекс.Маркет». По данным «Яндекса», оборот его торговой площадки за 2016 г. составил около 100 млрд руб.

«Яндекс» выступал против основных предложений поправок. Принятие проекта может оказать существенное негативное влияние на конкуренцию: малый бизнес, для которого агрегаторы являются основным каналом дистрибуции, уйдет, а останутся только крупные игроки, заявлял представитель «Яндекса» «Коммерсанту» в начале 2017 г.

«Яндекс.Маркет» предлагал более прозрачно распределить зоны ответственности, говорил ведущий юрисконсульт «Яндекса» Сергей Кучушев, передавало в апреле агентство «Москва»: «Если услуга не оказана, если товар не доставлен, тогда можно обратиться к товарному агрегатору, попросить вернуть деньги <...> Но если услуга оказана, если товар доставлен, то все дальнейшие взаимоотношения должны выстраиваться между продавцом и покупателем». Иначе рынка товарных агрегаторов не будет, резюмировал он.

Документ с поправками об агрегаторах прошел первое чтение в июне 2017 г. и должен быть доработан ко второму чтению в осеннюю сессию. Доработанные после общественных обсуждений поправки были в июле опубликованы на regulation.gov.ru.

У Минэкономразвития два основных замечания к ним, следует из документа. Первое – агрегатор всегда несет ответственность за убытки потребителю из-за недостоверной информации. Не учтена ситуация, когда потребитель, воспользовавшись справкой или рекламой на сайте агрегатора, перешел на страницу продавца и самостоятельно заключил с ним договор купли-продажи, следует из документа министерства.

Необходимо уточнить, что арегатор может нести ответственность за убытки только в случаях, когда договор с потребителем заключен непосредственно на сайте агрегатора, считает директор департамента ОРВ Минэкономразвития Вадим Живулин.

Второе замечание ведомства – у интернет-агрегаторов нет контрольных полномочий, чтобы отслеживать достоверность сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, следует из документа. Кроме того, по словам Живулина, важна периодичность обновления: одно дело однократно получить сведения о продавце, совсем другое – отслеживать изменения (переезд, реорганизация и пр.) по всем партнерам.

В итоге Минэкономразвития считает, что решение проблемы по защите прав потребителя предложенным способом обосновано. Но, как отмечает ведомство, поправки могут ввести избыточные обязанности, запреты и ограничения для физлиц и юрлиц, привести к необоснованным расходам для них и бюджетов всех уровней бюджетной системы страны.