Минэкономразвития раскритиковало проект правил работы агрегаторов типа «Яндекс.Маркета»

Ведомство увидело риски избыточных запретов
«Яндекс.Маркет» – крупнейший товарный интернет-агрегатор в России с оборотом около 100 млрд руб./ Андрей Гордеев/ Ведомости

Минэкономразвития России подготовило заключение оценки регулирующего воздействия (ОРВ) на проект поправок, которые могут ввести ответственность интернет-агрегаторов за информацию их партнеров о товаре, услуге или продавце. «Ведомости» ознакомились с документом; его достоверность подтвердил представитель ведомства.

Речь идет о проекте поправок, которые закрепят в законодательстве понятие «агрегатор товаров, услуг» и ответственность таких компаний перед потребителями. Основное нововведение – ответственность агрегаторов за реальный ущерб потребителю, если информация о товаре или продавце, на основании которой сделана покупка, оказалась недостоверной.

Крупнейшим товарным интернет-агрегатором в России считается «Яндекс.Маркет». По данным «Яндекса», оборот его торговой площадки за 2016 г. составил около 100 млрд руб. «Яндекс» выступал против основных предложений поправок. Принятие проекта может оказать существенное негативное влияние на конкуренцию: малый бизнес, для которого агрегаторы – основной канал дистрибуции, уйдет, а останутся только крупные игроки, заявлял представитель «Яндекса» «Коммерсанту» в начале 2017 г.

«Яндекс.Маркет» предлагал более прозрачно распределить зоны ответственности, цитировало агентство «Москва» ведущего юрисконсульта «Яндекса» Сергея Кучушева: «Если услуга не оказана, если товар не доставлен, тогда можно обратиться к товарному агрегатору, попросить вернуть деньги <...> Но если услуга оказана, если товар доставлен, то все дальнейшие взаимоотношения должны выстраиваться между продавцом и покупателем». Иначе рынка товарных агрегаторов не будет, резюмировал он.

Документ с поправками об агрегаторах прошел первое чтение в июне 2017 г. и должен быть доработан ко второму чтению в осеннюю сессию. Доработанные после общественных обсуждений поправки опубликованы на regulation.gov.ru. Эта версия «более сбалансированна по сравнению с предыдущими и учитывает многие комментарии участников» рынка, отметила представитель «Яндекс.Маркета» Екатерина Лебедева.

У Минэкономразвития два основных замечания к этой версии, следует из документа. Первое – предполагается, что агрегатор всегда несет ответственность за убытки потребителю из-за недостоверной информации. Не учтена ситуация, когда потребитель, воспользовавшись справкой или рекламой на сайте агрегатора, перешел на страницу продавца и самостоятельно заключил с ним договор купли-продажи, следует из документа министерства. Необходимо уточнить, что агрегатор может нести ответственность за убытки только в случаях, когда договор с потребителем заключен непосредственно на сайте агрегатора, считает директор департамента ОРВ Минэкономразвития Вадим Живулин.

Второе замечание ведомства – у интернет-агрегаторов нет контрольных полномочий, чтобы отслеживать достоверность сведений о юрлицах и индивидуальных предпринимателях, следует из документа. Кроме того, по словам Живулина, важна периодичность обновления: одно дело – однократно получить сведения о продавце, совсем другое – отслеживать изменения по всем партнерам.

В итоге Минэкономразвития считает, что решение проблемы по защите прав потребителя предложенным способом обоснованно. Но, как отмечает ведомство, поправки могут ввести избыточные обязанности, запреты и ограничения для физлиц и юрлиц, привести к необоснованным расходам для них и бюджетов всех уровней бюджетной системы страны. Основные комментарии Минэкономразвития совпадают с теми, что мы ранее выносили на обсуждение, – в частности, о зонах ответственности агрегаторов, констатирует Лебедева из «Яндекс.Маркета»: «Очевидно, что эти моменты по-прежнему требуют внимания».

Введение регулирования интернет-агрегаторов будет полезно, если оно будет определять границы ответственности таких компаний, считает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров. Либо они торговый сайт, которые продает товары и принимает деньги, тогда они работают по закону о торговле, рассуждает Федоров, либо такие компании – рекламная площадка, не принимающая деньги, и их деятельность регулируется законом о рекламе.

Сама АКИТ, объединяющая крупнейших интернет-ритейлеров страны, выступает за то, чтобы агрегаторы несли ответственность такую же, как и остальные интернет-магазины, настаивает Федоров. «Когда вы приходите в традиционный магазин, где часть товара может быть на основе договора комиссии (т. е. не в собственности магазина), почему ни у кого не возникает вопросов, что ответственность за продажу товара несет торговая точка?» – рассуждает он.