Статья опубликована в № 4407 от 14.09.2017 под заголовком: Воздушные доходы закатают в бетон

Слабый рубль позволил России много заработать на зарубежных авиакомпаниях

Сверхдоходы желает изъять Минфин, что противоречит международным практикам
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Минфин предлагает изъять в бюджет у Госкорпорации по организации воздушного движения (Госкорпорация по ОрВД, предоставляет услуги аэронавигационного обслуживания авиакомпаниям) 100% чистой прибыли в 2018–2020 гг. на общую сумму 41 млрд руб. Эти деньги предлагается направить на развитие аэродромной инфраструктуры, говорится в протоколе сентябрьского заседания рабочей группы при правительственной комиссии по транспорту. «Ведомости» ознакомились с документом, изложенную в нем информацию подтвердили два человека, близких к участникам заседания.

Откуда у Госкорпорации по ОрВД такие деньги? В 2014 г. обвалился рубль. А так как иностранные авиакомпании платят за аэронавигационное обслуживание в валюте, то в 2014–2016 гг. чистая прибыль госкорпорации выросла в несколько раз. На конец 2016 г. на ее счетах скопилось 48,5 млрд руб. В 2016 г. иностранные авиакомпании обеспечили ей около 80% доходов при меньшем объеме операций, чем выполнили российские перевозчики.

Если принять предложение Минфина, госкорпорации придется отменить 80% своей программы развития в 2018–2020 гг., говорится в протоколе. Программа предусматривает модернизацию аэронавигационного оборудования, говорит близкий к госкорпорации человек. При этом по эффективности аэронавигационного обслуживания Россия значительно уступает странам Европы и Северной Америки. Если принять предложение Минфина, будет создан очень плохой прецедент, продолжает собеседник «Ведомостей».

Госкорпорация уже скорректировала программу развития из-за того, что ей надо софинансировать достройку третьей взлетно-посадочной полосы в «Шереметьево», говорится в протоколе. Министр транспорта Максим Соколов рассказывал в июне, что госкорпорация может направить на этот проект 7,7 млрд руб. Новая взлетно-посадочная полоса в «Шереметьево» – самый грандиозный аэродромный проект в России, ее стоимость выросла с 35,5 млрд до 55 млрд руб. Полностью полоса будет достроена в 2018–2019 гг. уже после чемпионата мира по футболу – 2018.

Дополнительный 41 млрд руб. нужен не только для «Шереметьево», говорит близкий к госкорпорации человек. Представители Минтранса и Росавиации не ответили, во сколько сейчас оценивается новая взлетно-посадочная полоса в «Шереметьево». Правда, других крупных аэродромных проектов больше не остается: полоса нового аэропорта «Платов» под Ростовом-на-Дону за 17,99 млрд руб. будет достроена в этом году. Одна из полос в «Домодедово» за 12,85 млрд руб. достраивается в конце этого – начале 2018 года. Все другие проекты к ЧМ-2018 в разы уступают даже им по стоимости, часть их уже завершена.

Доходы аэронавигационной системы согласно рекомендациям Меж­ду­на­род­ной организации гражданской авиации (ICAO), к которым присоединилась и Россия, можно направлять только на развитие самой системы, говорится в протоколе. Минфин уже давно зарится на деньги госкорпорации, он не обращает внимания на ICAO, сетует человек, близкий к госкорпорации. Пока аргументом про ICAO удавалось притязания Минфина отбить, говорит другой собеседник. Более того, еще в 2016 г. руководитель правительственной комиссии по транспорту вице-премьер Аркадий Дворкович решил, что доходы госкорпорации будут идти на ее же развитие, говорит третий близкий к ней собеседник.

Представитель госкорпорации сказал только, что решение правительства еще не принято. Представители Минфина и Дворковича от комментариев отказались. Правительственная комиссия по бюджетному планированию не поддержала предложение Минфина забрать деньги у Госкорпорации по ОрВД, говорит федеральный чиновник.

«Государство вправе самостоятельно распределять доходы, никакие международные правила это не регулируют», – заявил представитель ICAO. Если нарушить рекомендации ICAO, международные организации и авиакомпании, в первую очередь иностранные, могут возмутиться и потребовать снизить ставки за аэронавигационное обслуживание, говорят два человека, близких к госкорпорации. Сборы по международной практике должны обеспечивать функционирование и развитие отрасли, а не латать дыры в национальных бюджетах, добавляет один из них. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта уже просила госкорпорацию снизить ставки за обслуживание, говорит ее сотрудник.

Строительству третьей полосы в «Шереметьево» были альтернативы, отмечает ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта Федор Борисов. Пропускную способность аэропорта (сейчас не более 55 взлетов-посадок в час, с третьей полосой – не более 90) можно было существенно увеличить за счет современных аэронавигационных технологий и совершенствования законодательства. «Это обошлось бы на порядок дешевле полосы», – констатирует Борисов. А забирать средства на развитие аэронавигации и закатывать их в бетон – это неэффективность в квадрате, добавляет он.

Читать ещё
Preloader more