Внешэкономбанк профинансирует покупку Московским метрополитеном новых вагонов «Москва»

Общая сумма сделки с «Трансмашхолдингом» составит 38 млрд рублей
Сейчас доля новых вагонов в метро – 40% /Кирилл Зыков

Московское метро получит 96 поездов (768 вагонов) нового поколения «Москва» по контракту жизненного цикла благодаря средствам Внешэкономбанка (ВЭБ), следует из сообщения последнего. Вагоны поставит «Трансмашхолдинг». Его структура «Трансхолдлизинг» и ВЭБ заключили кредитное соглашение по поставке и передаче в лизинг вагонов «Метровагонмаша» (Мытищи, Московская область, входит в «Трансмашхолдинг») на сумму 38 млрд руб., говорится в сообщении. Помимо поставки в лизинг предусматривается сервисное обслуживание вагонов в течение 30 лет.

Первый транш кредита поступит уже в начале октября. Его размер не раскрывается. Представитель банка добавил, что финансирование осуществляется за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Сейчас у структур «Трансмашхолдинга» (33% принадлежит Alstom, остальное – структурам Искандера Махмудова и Андрея Бокарева) заключено с московским метро два таких контракта: в марте 2014 г. – на 832 вагона с поставкой в 2014–2017 гг. и в декабре 2014 г. – еще на 768 вагонов с поставкой в 2017–2020 гг. Стоимость первого контракта – 143,95 млрд руб., второго – 130,9 млрд руб., сообщал ранее «Коммерсантъ». Правда, по первому соглашению в июне 2015 г. закупка была снижена до 664 шт.

Проекты реализуются в рамках программы правительства Москвы по замене электропоездов старых модификаций на действующих линиях, говорится в сообщении банка. По словам представителя «Трансмашхолдинга», в 2017 г. московская подземка по двум контрактам получит всего 264 вагона. К настоящему моменту «Метровагонмаш» уже поставил 176 вагонов.

Сейчас вагонный парк метро насчитывает 5500 вагонов, из них новых – 2180 (40%), говорит представитель Московского метрополитена. Поездов «Москва» – 18 составов (144 вагона), а до конца года поступят еще 15 составов (120 вагонов). К 2020 г. метрополитен планирует получить 114 поездов «Москва» (912 вагонов), а парк обновится почти на 60%, добавил представитель метро.

Вагоны метро серии «Москва» разработаны специально для Московского метрополитена. Новые составы заметно отличаются от своих предшественников – имеют сквозной проход и более широкие дверные проемы, а также новую систему светового оповещения открытия и закрытия дверей. Кроме того, они оборудованы интерактивными картами метро и системой климат-контроля.

Средства ФНБ позволят и производителю, и лизинговой компании, которые входят в один холдинг, получить свою норму прибыли за счет лизинговых платежей Московского метрополитена и последующего сервисного обслуживания новых составов в течение 30 лет, говорит аналитик «Финама» Алексей Калачев. По его словам, производитель практически не потеряет и в выручке за вагоны: за каждую единицу «Трансхолдлизинг» в среднем заплатит около 50 млн руб. Для сравнения: средняя стоимость производителей на вагоны для метрополитена составляет около 62 млн руб. Это выгодное предложение, которое практически соответствует себестоимости, добавляет он. По словам Калачева, стоимость вагонов вполне сопоставима с аналогами – контракт на 56 вагонов Октябрьского электровагоноремонтного завода (входит в «Трансмашхолдинг») без поддержки из ФНБ для Петербургского метрополитена обошелся в 2,57 млрд руб., или примерно 46 млн руб. за вагон.

Финансирование инфраструктурных проектов, в том числе в сфере транспорта, вполне вписывается в стратегию ВЭБа, говорит он. Минфин допускает использование части средств ФНБ для финансирования долгосрочных инфраструктурных проектов.

Представитель Минфина на запрос «Ведомостей» не ответил.