Впервые за 16 лет палладий дороже платины

Металл дорожал благодаря росту спроса на автомобили в Китае и производства электромобилей
Автомобили подвезли палладий/ Eugene Hoshiko / AP

В конце сентября палладий впервые с 2001 г. стал дороже платины. 30 сентября, по данным Thomson Reuters, тройская унция палладия стоила на Лондонской бирже металлов $934,5. Унция платины стоила $909,24. Правда, 1 октября цена палладия упала (см. график). Металл дорожал на фоне растущего в Китае спроса на автомобили с бензиновым двигателем и спроса на электромобили, говорят эксперты.

В мире более 2 млн электромобилей, только за прошлый год их выпустили 753 200, рост за три года – 182%, говорится в данных Global EV Outlook. Авторынок Китая стремительно растет, при этом наиболее популярны в стране бензиновые двигатели, отмечает директор центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрат Халиков. По данным Международной организации производителей автомобилей, в 2016 г. в Китае было продано 24,4 млн новых легковых автомобилей (+13% к 2015 г.). «При этом в Китае ужесточаются экологические нормы, контролирующие выхлопные газы. Это требует ставить автокатализаторы в выхлопные системы», – добавляет аналитик. По его данным, автокатализаторы обеспечивают более 70% спроса на палладий, из них 25% приходится на китайскую автомобильную промышленность.

Но ценовое превосходство палладия едва ли продлится долго, указывает Халиков: «При чрезмерном удорожании палладия производители автокатализаторов могут перейти на платину. С точки зрения производства катализаторов для выхлопных систем автомобилей у этих металлов нет значительных преимуществ друг перед другом». Если спрос на палладий в основном определяется ситуацией на рынке бензиновых автомобилей, то от платины сильно зависит рынок дизельных автомобилей, подчеркивает аналитик рынка сырьевых ресурсов Julius Baer Карстен Менке. «Дизельгейт» привел к снижению спроса на платину и негативно повлиял на общее отношение на рынке к этому металлу, добавляет аналитик в своем отчете по платине и палладию, опубликованном во вторник, 3 октября. Менке согласен с Халиковым в том, что палладий и платина взаимозаменяемы в производстве автомобильных катализаторов. Менке, однако, не ожидает скорого переключения с палладия на платину: «Изменение конструкции катализатора – дорогостоящий процесс, поэтому разница в ценах должна оставаться благоприятной продолжительное время».

Крупнейшим производителем палладия в мире является «Норникель». По данным «Норникеля», в 2016 г. общее потребление палладия в мире составило 11,1 млн унций, из которых 78% пришлось на производство систем контроля выхлопных газов. Спрос на палладий продолжит расти и автомобильная промышленность будет главным драйвером роста, уверен представитель «Норникеля». Производство электромобилей – важная тема для компании, отметил он. В июне 2017 г. «Норникель» начал переговоры с BASF о поставках сырья для производства аккумуляторов для электромобилей. По прогнозу компании, в 2017 г. потребление палладия составит 10,8 млн унций, его дефицит – 1 млн унций. «Палладий наряду с никелем и медью – стратегически важные для «Норникеля» металлы, – подчеркнул собеседник. – Компания рассматривает возможности по увеличению производства металлов платиноидной группы в долгосрочной перспективе – в частности, это относится к планам развития богатого на платиноиды Южного кластера».