Нефтяной трейдер «Лукойла» может провести IPO

Среди других сценариев рассматривается продажа Litasco его менеджменту, создание альянса с крупными трейдерами
Одна из причин продажи Litasco – новые санкции США, говорили собеседники Reuters. Кроме Litasco «Лукойл» ищет инвестора на итальянский завод ISAB/ Евгений Разумный / Ведомости

«Лукойл» изучает возможность листинга своего трейдера Litasco (зарегистрирован в Швейцарии) в Европе, рассказал в интервью телевидению Bloomberg президент нефтяной компании Вагит Алекперов. Другой вариант – выкуп менеджментом. При этом свое участие в сделке он исключил. Также рассматривается вариант слияния Litasco c другим трейдером. Вопрос о продаже Litasco совет директоров «Лукойла» обсудит в конце ноября – начале декабря.

Представители крупных нефтетрейдеров – Vitol, Trafigura – от комментариев отказались, их коллеги из Gunvor, Glencore не ответили на запросы «Ведомостей».

О том, что «Лукойл» думает о продаже Litasco, в августе сообщило Reuters со ссылкой на источники. «Litasco у нас непрофильный актив, потому что уже больше половины товара идет от третьих лиц <...> И мы рассматриваем вариант, чтобы дистанцировать этот актив за пределы группы», – рассказывал тогда Алекперов (цитата по «Интерфаксу»). Litasco требует все больше и больше оборотного капитала, который негативно влияет на финансовые показатели «Лукойла», сказал бизнесмен Bloomberg: «У нас есть более эффективные проекты, в которые надо вкладывать деньги».

«Лукойл» осуществляет трейдинговые операции через Litasco более чем в 100 странах мира. Компания была основана в 2000 г. Это один из крупнейших трейдеров нефти и нефтепродуктов, филиалы компании расположены в нескольких странах мира, включая США, Китай, Ирак, Индию. В 2015 г. Litasco продала 71 млн т нефти и 94 млн т нефтепродуктов. На долю нефти и нефтепродуктов «Лукойла» в 2016 г. пришлось около 40% всей торговой деятельности Litasco, остальные 60% составили торговые операции с третьими лицами, говорится в отчете «Лукойла».

Трейдинговый бизнес очень капиталоемкий, если речь идет о сторонних объемах, а маржа совсем небольшая – в этом смысле трейдеры в большей степени похожи на финансовые институты, чем на корпоративных заемщиков, говорит директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Крайне консервативная финансовая политика «Лукойла», вероятно, накладывает некоторые ограничения на возможность развивать этот актив – отсюда желание его монетизировать.

Одна из причин продажи Litasco – новые санкции США, говорили собеседники Reuters. Кроме Litasco «Лукойл» ищет инвестора на итальянский завод ISAB. Алекперов отмечал, что вопрос продажи зарубежных активов не связан с санкциями, хотя компании сложно привлекать внешнее финансирование, а торговые операции требуют достаточно большого оборотного капитала.

Антироссийские санкции нельзя исключать, для трейдера непрерывный доступ к заемному капиталу и высокая степень доверия со стороны контрагентов основа бизнеса, считает Маринченко.

Из крупных трейдеров, торгующих нефтью, публичным является Glencore, компания провела IPO в 2011 г. Публичное размещение акций Litasco было бы интересным шагом и продолжило бы глобальную тенденцию к увеличению степени транспарентности этого сектора, который исторически был закрытым «для избранных», продолжает Маринченко: «Хотя большинство нефтегазовых трейдеров остается непубличными компаниями (Vitol, Gunvor), однако благодаря подробному раскрытию информации со стороны таких игроков, как Glencore и Trafigura, сегодня об этом бизнесе известно намного больше, чем пять лет назад».

Вряд ли у «Лукойла» получится удачно разместить акции на бирже: Litasco – актив небольшой, выгоднее будет его продать конкретному покупателю, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук: «Крупные трейдеры вполне могут заинтересоваться, но вопрос цены». Стоимость Litasco оценить сложно – компания отчет не публикует. Алекперов обещал, что «при продаже мы будем гарантировать сохранение на какой-то период времени объемов поставок в адрес нового покупателя» (цитата по «Интерфаксу»).