X5 Retail Group открыла первый реконструированный магазин «Карусель» в Петербурге

Новая концепция предполагает развитие в гипермаркетах собственной ресторанной зоны
X5 начала внедрение новой концепции с Петербурга / Валентин Катков/ Для Ведомостей

Обновленная «Карусель» расположена на ул. Савушкина, 116. Гипермаркет был открыт в 2006 г., сначала торговая площадь составляла более 11 000 кв. м, в 2013 г. она сократилась до 7000 кв. м, а после реконструкции – до 5700 кв. м. Часть площадей отведена под склад. Раньше товарные запасы размещались прямо в торговом зале.

Сократился и ассортимент магазина – вместо 25 000 наименований он составит 21 000–22 000, еще 3000 наименований – собственная кулинария, рассказал гендиректор сети «Карусель» Максим Гацуц. В сокращенном ассортименте покупателям будет проще ориентироваться, считает он.

Один из элементов новой концепции – ресторанный комплекс, который включает пиццерию, суши-бар, кондитерскую на 25 мест и ресторан на 250 мест, сообщил Гацуц. По его словам, в первую очередь ресторанная зона несет досуговую функцию и увеличивает трафик. Инвестиции в реконструкцию он не раскрывает.

Компания управляет ресторанами самостоятельно, без привлечения сторонних операторов, уточнил представитель X5 Retail Group. Блюда, представленные в меню ресторана, клиенты гипермаркета смогут приготовить и у себя дома, купив полуфабрикаты в магазине, говорится в сообщении X5. Перед входом в ресторанную зону организованы паркинг-боксы, где можно оставить тележку с продуктами, закрыв ее на ключ.

В Москве уже есть пример таких ресторанных зон в «Гиперглобусах», говорит представитель «Азбуки вкуса» Андрей Голубков. По его словам, у «Азбуки вкуса» в крупноформатных супермаркетах «АВ маркет» тоже есть ресторанная составляющая. Это хорошая идея, но в первую очередь это не столько новое направление бизнеса и дополнительная выручка для сети, сколько услуга, которая привлекает трафик и добавляет привлекательности ритейлеру, говорит Голубков.

В первой тройке

Оборот Х5 Retail Group за девять месяцев 2017 г. составил 927,48 млрд руб. (рост на 26,3% по сравнению в тем же периодом 2016 г.), оборот гипермаркетов «Карусель» за тот же период вырос на 7,2% до 63,3 млрд руб. По оценке Бурмистрова, в Петербурге «Карусель» удерживает 3-е место по выручке после «Ленты» и «О’кей», по итогам первого полугодия ее выручка выросла на 6% до 8,1 млрд руб.

Такая концепция также популяризирует ресторанную культуру среди тех, кто раньше чаще делал выбор в пользу домашних ужинов, считает Евгения Головкова, управляющий партнер сети кондитерских Kuzina. Общепит при любом подходе более маржинален по сравнению с розничной торговлей, рассуждает Ирина Ходзинская, основательница сети гастропабов «Простые вещи». Фастфуды и кафе, интегрированные внутрь торговой зоны супермаркета, – глобальный тренд продуктового ритейла, но в России подобные проекты представлены скромно, отмечает Ирина Авруцкая, основатель компании Like4Like Foodservice Consulting. Отдельное помещение и необходимость оставлять тележки могут снизить привлекательность этого формата для типичных посетителей гипермаркета, считает она. В Европе и США рестораны находятся непосредственно в центре торгового зала, объясняет Авруцкая. В следующих обновленных магазинах ресторанная зона может быть расположена и внутри самого гипермаркета, говорит Гацуц. Если проект окажется успешным, в 2018 г. могут быть реконструированы еще две «Карусели». Всего в Петербурге расположено 12 гипермаркетов сети, еще пять – в Ленобласти.

Несмотря на сокращение торговой площади, в результате реконцепции выручка гипермаркета вырастет не менее чем на 10%, что позволит повысить показатель плотности продаж практически на 35% и увеличить EBITDA не менее чем на 40%, прогнозирует гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Гипермаркеты, возраст которых превышает семь лет, объективно проигрывают конкуренцию новым объектам и для «Карусели» нет другого варианта сохранения конкурентоспособности кроме реновации, считает он.

«Карусель» находится в самом непростом положении в структуре Х5 – сейчас активно растут дискаунтеры и премиальный сегмент, а интерес покупателей к среднему сегменту падает, рассуждает представитель одной из сетей. Х5 удалось радикально обновить и повысить показатели «Пятерочки», возможно, такое произойдет и с «Каруселью», ее концепция давно требует обновления, рассуждает он.