Теплая осень помешала «Газпрому» установить рекорд

Но по итогам года монополия все же рассчитывает поставить в Европу рекордные 190 млрд куб. м газа
Основным фактором влияния на экспорт стала довольно высокая температура воздуха в Европе/ Armin Weigel/dpa via AP

Впервые 15 дней октября «Газпром» поставил в дальнее зарубежье 7,4 млрд куб. м газа, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на данные компании. Это на 7,6% меньше, чем было экспортировано за тот же период в 2016 г. (7,96 млрд куб. м). Таким образом, впервые начиная с августа 2016 г. «Газпрому» не удалось установить очередной рекорд поставок по сравнению с показателями предыдущего года.

Одной из основных причин снижения поставок могла быть погода в Европе, до сих пор помогавшая «Газпрому» ставить один экспортный рекорд за другим. Но если затянувшийся почти до июня период холодов и аномально жаркие для Европы июль и август были «Газпрому» на руку, не типично теплое начало октября негативно сказалось на продажах газа. Дневные температуры в Европе до сих пор стабильно держатся выше 20 градусов. В Риме, столице Италии, которая входит в тройку крупнейших европейских потребителей «Газпрома», температура 16 октября днем и вовсе поднималась до 27 градусов. В 2016 г., для сравнения, в это же время газовые компании уже начали нетто-отбор газа из подземных хранилищ. На его фоне значительно увеличился разрыв между стоимостью российского газа и спотовыми ценами на европейских хабах. Это способствовало установлению не типично высокого для этого времени года уровня поставок, который в качестве сравнительной базы труднодостижим. В сравнении с экспортом за тот же период 2015 г. «Газпром» по-прежнему показывает рост – +8% (около 0,6 млрд куб. м).

Поставки «Газпрома» в сравнении с октябрем прошлого года могли бы уменьшиться сильнее, но российской компании косвенно помогает рост цен на энергетический уголь, предполагает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. «Цены на австралийский энергетический уголь сейчас находятся на довольно высоком уровне – $98 за тонну против $85 в среднем по августу и $80 в среднем по июню. Это связано с ростом спроса на уголь со стороны Китая, а также с забастовками в Австралии и прошедшим сезоном дождей в Индонезии», – говорит Маринченко. Рост цен на уголь создает дополнительный спрос на газ как замещающее топливо. Это несколько нивелирует негативный эффект, который на потребление газа оказывает погода, объясняет эксперт. «Благодаря этому спотовые цены газа на европейских хабах остаются на достаточно высоком уровне – $205 за 1000 куб. м и выше. В результате они не оказывают слишком большого давления на продажи «Газпрома», – делится Маринченко.

Основным фактором влияния на экспорт действительно стала довольно высокая температура воздуха в Европе, в странах, осуществляющих максимальный отбор газа, соглашается руководитель направления «Газ и Арктика» Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Роман Самсонов. «В первую очередь это касается Италии. Но нужно иметь в виду, что там лимиты отбора газа еще не выбраны. При этом в некоторые другие страны, например в Австрию и Словакию, «Газпром» уже экспортировал газа больше, чем за весь предыдущий год. За девять с половиной месяцев в Австрию поставлено 6,4 млрд куб. м, а в Словакию – 3,8 млрд куб. м», – напоминает Самсонов. В 2016 г. в эти страны было экспортировано 6,1 млрд куб. м и 3,7 млрд куб. м соответственно, говорит Самсонов.

Общий экспорт «Газпрома» в 2017 г. все еще значительно превышает показатели прошлого года. Всего в 2016 г. «Газпром» экспортировал 179,3 млрд куб. м газа, что стало для компании абсолютным рекордом. Сейчас «Газпром» опережает свой собственный график прошлого года на 13,9 млрд куб. м – с 1 января по 15 октября 2017 г. экспортировано уже 148,6 млрд куб. м (+10,3% к тому же периоду 2016 г.).

В начале октября председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер говорил, что общий экспорт 2017 г. может превысить 190 млрд куб. м: «В этом году мы абсолютно точно поставим исторический рекорд поставки газа на экспорт в Европу. Объемы, по-видимому, превысят 190 млрд куб. м».

Исходя из данных предыдущих лет, сказать, оправдается прогноз или нет, можно будет только в декабре, осторожен Самсонов. «Фундаментальных причин для невыполнения этого прогноза не существует за исключением аномальных погодно-климатических изменений», – отмечает он.