«Новатэк» передал верфи «Звезда» документы на 15 арктических танкеров

Но терминал на Камчатке может сделать часть их ненужными
Танкеры ледового класса необходимы «Новатэку», чтобы сократить транспортное плечо при доставке СПГ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона/ Е. Егоров/ Ведомости

«Новатэк» и Камчатский край в понедельник подписали соглашение о сотрудничестве в строительстве плавучего перевалочного терминала для сжиженного природного газа (СПГ). Терминал, сообщил предправления «Новатэка» Леонид Михельсон, позволит оптимизировать логистику и сделать более эффективными поставки СПГ из Арктики, стимулировать развитие Северного морского пути, создать хаб для доставки СПГ в Азиатско-Тихоокеанский регион. Мощность терминала – около 20 млн т СПГ в год, сообщил Михельсон (здесь и далее его цитаты по ТАСС), стоимость пока не определена, уточнить ее компания рассчитывает в течение полугода. «Новатэк» будет делать все возможное для ускорения строительства, заключил он. В понедельник же Михельсон сообщил, что верфи «Звезда» (проект «Роснефти») передана документация на СПГ-танкеры арктического класса, – переговоры идут через «Совкомфлот», они будут доводить [СПГ] до этого перевалочного пункта, объяснил Михельсон.

В начале сентября с просьбой защитить отечественных судостроителей к президенту Путину обратился главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин. До 2035 г. «Звезде» надо получить портфель в 178 судов, говорил Сечин – и сетовал, что отечественный бизнес предпочитает зарубежные суда: Китай получил более 50 заказов, Южная Корея – на $5 млрд. Сечину ответил зампред правительства Дмитрий Рогозин: предварительно согласованы заказы новых судов на «Звезде» со всеми крупными нефтегазовыми компаниями.

Танкеры ледового класса необходимы «Новатэку», чтобы сократить транспортное плечо при доставке СПГ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. «Новатэк» начал строительство первого завода «Ямал СПГ» (16,5 млн т в год) и одновременно заказал танкеры ледового класса Arc7 в Южной Корее. Они позволят «Новатэку» доставлять СПГ по СМП 7–8 месяцев в году. Всего для «Ямал СПГ» заказано 15 таких танкеров, их стоимость в 2014 г. оценивалась в $5,5 млрд, о них, видимо, и говорил Сечин.

Другой проект, где «Новатэку» могут потребоваться танкеры ледового класса, – «Арктик СПГ-2» (мощность – около 17 млн т СПГ в год) на ресурсной базе полуострова Гыдан. В июле Михельсон говорил, что производство на «Арктик СПГ-2» может начаться в 2022–2023 гг. 17 октября Михельсон сообщал, что перевалочный терминал на Камчатке может быть введен в эксплуатацию вместе с первой очередью «Арктик СПГ-2».

Перевалка СПГ на Камчатке с арктических газовозов на обычные позволит «Новатэку» использовать уже заказанные в Южной Корее танкеры для челночных перевозок с обоих заводов, предполагает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Заявленная мощность «Арктик СПГ-2» требовала бы от «Новатэка» столько же новых судов, сколько и «Ямал СПГ», продолжает он, но танкеры компания рассчитывала без учета перевалочного терминала на Камчатке. Это не значит, что «Новатэку» суда арктического класса больше вообще не понадобятся, уточняет Маринченко, но вдвое больше их вряд ли нужно. Обычные танкеры, даже если «Новатэк» решит их строить, а не фрахтовать, обойдутся минимум вдвое дешевле, заключает он.

Строительство перевалочного терминала может упростить «Новатэку» контрактование мощностей будущего «Арктик СПГ-2», предполагает аналитик одного из рейтинговых агентств. «Потенциальные покупатели СПГ владеют собственным флотом, который не пройдет по СМП, но вполне может забрать сжиженный газ с терминала на Камчатке. Конечным потребителям это может дать экономию до $0,5/MBTU, а «Новатэку» – дополнительную гибкость при заключении контрактов», – говорит аналитик.