Вагоностроители будут делать более сложные и более дорогие вагоны

Рынку больше не нужно много полувагонов, теперь необходим специализированный транспорт, но цены на него будут расти
Традиционных полувагонов рынку уже достаточно/ А. Гордеев / Ведомости

В 2016 г. списание старых вагонов было самым большим – благодаря запрету продления срока их эксплуатации выбыло 108 900 шт. Сейчас общий парк – примерно 1,1 млн вагонов, он самый молодой в мире (средний возраст – около 22 лет). Списания должны были поддержать вагоностроителей, которые страдали из-за низкой загрузки мощностей (она опускалась до 24%). Мера оказалась действенной: в 2017 г. «Уралвагонзавод» планирует увеличить производство вдвое более чем до 15 900 вагонов; Объединенная вагонная компания (ОВК) тоже планирует произвести больше (в 2016 г. было 15 900).

Эффект списания подходит к концу – в 2017–2019 гг. будет составлять в среднем 30 000–40 000 вагонов в год, по данным Минпромторга. Из них на полувагоны ежегодно будет приходиться от 5 до 50%, говорит заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. При существующем производстве в 2018 г. возможен профицит полувагонов, поэтому вагоностроители готовятся переориентировать производство, рассказывает заместитель гендиректора «Уралвагонзавода» Борис Мягков. Так, по его словам, «Уралвагонзавод» сократит выпуск полувагонов в пользу хопперов, цистерн и проч.: в 2018 г. планируется подписать контракты на поставку около 5000 полувагонов и около 6000–7500 специализированных вагонов. ОВК с 2015 г. увеличила долю таких вагонов до 20%, говорит представитель компании.

Но, как сказал Мягков, цены на все вагоны вырастут из-за дорожающего металла (на него приходится около 60% стоимости). В 2017 г. прокат вырос в цене более чем на 30%, а, например, полувагоны – только на 10% до 2,89 млн руб. В 2017 г. рост цен удавалось сдерживать благодаря 5 млрд руб. субсидий , объясняет заместитель гендиректора Объединения вагоностроителей Евгений Реутов. В проекте бюджета на 2018 г. этих денег нет. «Мы вынуждены перекладывать повышение цен на покупателей. В 2018 г. ситуация станет критической: металл может подорожать еще на 15–20%», – предупреждает Мягков. Представители ОМК и ММК не ответили. Их коллега из Evraz сказал, что компания рассчитывает в 2018 г. сохранить пул клиентов.

Рынок спокойно переварит подорожание, если перевозки грузов продолжат расти, а ставки аренды вагонов останутся высокими (с начала года выросли вдвое до 1400 руб. в сутки), уверен эксперт-аналитик «Финама» Алексей Калачев. Сохранится спрос и на полувагоны. Федеральная грузовая компания (ФГК) до 1 ноября должна вернуть 27 200 полувагонов «УВЗ логистик» – нужно будет пополнить парк, говорит представитель ФГК. В 2018 г. ФГК готова купить 10 000 шт. Но многое зависит от стоимости, подчеркивает представитель: при существенном росте цен на вагоны их покупка станет затруднительной и нецелесообразной.