Газпромбанк вместе с «Новотрансом» будет торговать вагонами

Партнеры предлагают угольным компаниям застраховаться от нехватки вагонов в будущем году
Уголь вывезут со скидкой
Уголь вывезут со скидкой / Андрей Гордеев / Ведомости

Стремительно подорожавший в этом году уголь спровоцировал повышенный спрос на полувагоны. Ставки аренды полувагонов вернулись к историческим максимумам 2012 г., средняя стоимость аренды по СНГ еще выше – 1884 руб. в сутки. Но самих вагонов хватает не всем, оценил Институт проблем естественных монополий (см. график). Грузоотправителям, в первую очередь угольным компаниям, стало сложнее находить вагоны: если раньше в случае необходимости они могли привлечь парк на электронных торговых площадках, то теперь его или нет, или ставка аренды заоблачная, рассказывает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Даже при двукратном росте ставок аренды полувагонов грузоперевозки за первые девять месяцев 2017 г. выросли на 2,8% до 937,3 млн т. На этом фоне новый вариант биржевой торговли вагонами предложил один из крупнейших операторов подвижного состава – группа компаний «Новотранс». Компания объявила о намерении выставить на открытый аукцион почти 5000 полувагонов (из 28 000 находящихся в управлении). Торги состоятся 14 ноября на электронной торговой площадке Газпромбанка, заявки на участие будут приниматься с 1 по 9 ноября. По словам источника, знакомого с материалами размещения, начальная цена на вагоноотправку будет ниже среднерыночной. Зафиксированные на торгах ставки будут действовать в течение всего 2018 года, сообщил представитель «Новотранса».

Целевой аудиторией являются крупнейшие угольные компании – клиенты Газпромбанка: СУЭК, СДС, «УГМК транс», Evraz и др., добавил собеседник «Ведомостей». Этим объясняется перечень выставленных на торги маршрутов. В пилотном варианте открытых торгов «Новотранс» предлагает вагоны для перевозки грузов из Кузбасса в трех экспортных направлениях. От станций Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД) до припортовых станций – Лужской, Высоцка и Выборга – или портов Латвии (Рига-Краста, Вентспилс, Лиепая), оба маршрута используются для экспорта угля в Европу. Потребности в доставке грузов для экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона предполагается закрыть маршрутом от станции ЗСЖД в порты Дальнего Востока (Ванино, Находка, Находка-Восточная, Посьет). На каждое из направлений «Новотранс» выставляет на торги по 1560 полувагонов из расчета два маршрута ежемесячно, следует из сообщения компании.

Уголь вывезут со скидкой

Сейчас на рынке есть две специализированные площадки, занимающиеся биржевой торговлей вагонами: Rail commerce и электронная торговая площадка РЖД. Площадка Газпромбанка предлагает рыночную стоимость услуги за нужный период, которую удобно заложить в годовой бюджет, объясняет гендиректор электронной торговой площадки Газпромбанка Михаил Константинов. «От просто аренды вагонов этот продукт отличен тем, что ориентирован на предоставление конечного сервиса клиенту. Это значит, что в заданный период нужное количество товара клиента по заданному им направлению отправится в вагонах провайдера продукта. Продукт полезен рынку тем, что логистику с ним можно планировать на весь бюджетный период, а не судорожно искать вагоны в последний момент с большой переплатой», – считает Константинов.

Для грузовладельцев фиксация условий на 2018 г. с гарантированным предоставлением полувагонов на экспортных направлениях окажется весьма привлекательной, соглашается Бурмистров: «Возможный рост дефицита полувагонов в начале 2018 г. может привести к увеличению размеров невывоза груза по долгосрочным экспортным контрактам». Для «Новотранса» заключение контракта на весь год не менее выгодно, уверен аналитик: «Продавая свои услуги на год вперед, оператор страхует риск простоя подвижного состава и гарантирует стабильный денежный поток в течение 2018 года».

Насколько велик будет спрос на предложение «Новотранса», Константинов затруднился ответить. «На вопрос о заинтересованных грузоотправителях ответить не можем. Это скорее вопрос к «Новотрансу», – сказал он. Представитель Evraz сообщил, что компания пока не планирует участвовать в торгах: «Участвовать не будем, так как объемы не соответствуют нашим потребностям. Работаем преимущественно по долгосрочным сервисным контрактам».