Бизнес
Бесплатный
Дарья Белоглазова
Статья опубликована в № 4440 от 31.10.2017 под заголовком: Уголь вывезут со скидкой

Газпромбанк вместе с «Новотрансом» будет торговать вагонами

Партнеры предлагают угольным компаниям застраховаться от нехватки вагонов в будущем году

Стремительно подорожавший в этом году уголь спровоцировал повышенный спрос на полувагоны. Ставки аренды полувагонов вернулись к историческим максимумам 2012 г., средняя стоимость аренды по СНГ еще выше – 1884 руб. в сутки. Но самих вагонов хватает не всем, оценил Институт проблем естественных монополий (см. график). Грузоотправителям, в первую очередь угольным компаниям, стало сложнее находить вагоны: если раньше в случае необходимости они могли привлечь парк на электронных торговых площадках, то теперь его или нет, или ставка аренды заоблачная, рассказывает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Даже при двукратном росте ставок аренды полувагонов грузоперевозки за первые девять месяцев 2017 г. выросли на 2,8% до 937,3 млн т. На этом фоне новый вариант биржевой торговли вагонами предложил один из крупнейших операторов подвижного состава – группа компаний «Новотранс». Компания объявила о намерении выставить на открытый аукцион почти 5000 полувагонов (из 28 000 находящихся в управлении). Торги состоятся 14 ноября на электронной торговой площадке Газпромбанка, заявки на участие будут приниматься с 1 по 9 ноября. По словам источника, знакомого с материалами размещения, начальная цена на вагоноотправку будет ниже среднерыночной. Зафиксированные на торгах ставки будут действовать в течение всего 2018 года, сообщил представитель «Новотранса».

Целевой аудиторией являются крупнейшие угольные компании – клиенты Газпромбанка: СУЭК, СДС, «УГМК транс», Evraz и др., добавил собеседник «Ведомостей». Этим объясняется перечень выставленных на торги маршрутов. В пилотном варианте открытых торгов «Новотранс» предлагает вагоны для перевозки грузов из Кузбасса в трех экспортных направлениях. От станций Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД) до припортовых станций – Лужской, Высоцка и Выборга – или портов Латвии (Рига-Краста, Вентспилс, Лиепая), оба маршрута используются для экспорта угля в Европу. Потребности в доставке грузов для экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона предполагается закрыть маршрутом от станции ЗСЖД в порты Дальнего Востока (Ванино, Находка, Находка-Восточная, Посьет). На каждое из направлений «Новотранс» выставляет на торги по 1560 полувагонов из расчета два маршрута ежемесячно, следует из сообщения компании.

Сейчас на рынке есть две специализированные площадки, занимающиеся биржевой торговлей вагонами: Rail commerce и электронная торговая площадка РЖД. Площадка Газпромбанка предлагает рыночную стоимость услуги за нужный период, которую удобно заложить в годовой бюджет, объясняет гендиректор электронной торговой площадки Газпромбанка Михаил Константинов. «От просто аренды вагонов этот продукт отличен тем, что ориентирован на предоставление конечного сервиса клиенту. Это значит, что в заданный период нужное количество товара клиента по заданному им направлению отправится в вагонах провайдера продукта. Продукт полезен рынку тем, что логистику с ним можно планировать на весь бюджетный период, а не судорожно искать вагоны в последний момент с большой переплатой», – считает Константинов.

Для грузовладельцев фиксация условий на 2018 г. с гарантированным предоставлением полувагонов на экспортных направлениях окажется весьма привлекательной, соглашается Бурмистров: «Возможный рост дефицита полувагонов в начале 2018 г. может привести к увеличению размеров невывоза груза по долгосрочным экспортным контрактам». Для «Новотранса» заключение контракта на весь год не менее выгодно, уверен аналитик: «Продавая свои услуги на год вперед, оператор страхует риск простоя подвижного состава и гарантирует стабильный денежный поток в течение 2018 года».

Насколько велик будет спрос на предложение «Новотранса», Константинов затруднился ответить. «На вопрос о заинтересованных грузоотправителях ответить не можем. Это скорее вопрос к «Новотрансу», – сказал он. Представитель Evraz сообщил, что компания пока не планирует участвовать в торгах: «Участвовать не будем, так как объемы не соответствуют нашим потребностям. Работаем преимущественно по долгосрочным сервисным контрактам».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать