Машиностроители запаслись сталью

Отрасль восстанавливается после нескольких проблемных лет, что провоцирует рост спроса на сталь
Машиностроение восстанавливается после затяжного кризиса вслед за экономикой России, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров/ Евгений Разумный / Ведомости

Машиностроение второй год подряд стремительно увеличивает потребление стали. Отрасль восстанавливается после нескольких лет провала (см. инфографику). Машиностроительная отрасль сейчас переживает значительный подъем, что сказывается на объемах потребления стали, рассказывает вице-президент по продажам НЛМК Илья Гущин. Как следует из данных компании, за девять месяцев этого года 14,05% стали, реализованной компанией на российском рынке, пришлось на долю машиностроителей. Это третий потребитель после традиционных лидеров – производителей труб и строителей.

За 10 месяцев основной прирост продаж стали, произведенной ММК, пришелся на машиностроение, говорит и представитель Магнитки. Структуру продаж по секторам ММК не раскрывает. Представитель компании лишь сообщил, что за девять месяцев отгрузки ММК предприятиям тяжелого машиностроения и автопрома выросли на 1,5% в годовом сравнении: с 732 400 до 743 400 т. На 15% за девять месяцев увеличила поставки машиностроителям «Северсталь» (до 414 000 т). Компания прогнозирует, что спрос на сталь в машиностроительной отрасли России за весь 2017 год увеличится на 12,5%. «Компания удовлетворяет возрастающий спрос и активно участвует в процессе восстановления российского машиностроения», – говорит директор по сбыту компании Евгений Черняков.

Все компании увеличивают в этом году долю продаж в России. Так, ММК увеличил долю продаж в России и СНГ на 6% до 6,5 млн т (на 400 000 т) стали. НЛМК отдельно российские продажи не выделяет, но на домашних рынках (включают Европу для европейских заводов и США для американских) реализация продукции выросла на 5%. Российский дивизион «Северстали» – «Российская сталь» увеличила продажи на 3%.

Машиностроение – один из крупнейших потребителей стали. В 2016 г. отрасль вместе с автопромом заняли 21% рынка плоского проката в России (8,064 млн т), следует из презентации НЛМК. По данным АКРА, общее потребление проката в России в 2016 г. составило 38,4 млн т. Хотя сегодня основной рост спроса на металлопродукцию обеспечивает строительный сектор, подчеркивает аналитик АКРА Максим Худалов, наблюдается положительная динамика и со стороны машиностроительного комплекса, особенно со стороны тяжелого машиностроения. Машиностроение восстанавливается после затяжного кризиса вслед за экономикой России, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Кроме того, толчок машиностроению дают государственная поддержка экспорта продукции машиностроения и транспортного сектора, добавляет эксперт. В предыдущие годы, например, загрузка вагоностроительных предприятий не превышала 25%. Сегодня уровень загрузки мощностей по производству грузовых вагонов составляет 45%, по производству автомобилей – 60–65%, приводит он данные.

Так, например, крупнейший производитель вагонов – Объединенная вагонная компания в этом году в сравнении с прошлым увеличит производство на 10% (в 2016 г. предприятия холдинга выпустили 15 900 грузовых вагонов). Втрое производство гражданской продукции (вагоны, платформы, хопперы-зерновозы и др.) за девять месяцев увеличил «Уралвагонзавод», сообщил представитель «Ростеха» (контролирует предприятие). Тренд будет положительным и в 2018 г. Так, «Трансмашхолдинг» увеличит закупку примерно на 10%, сообщил представитель холдинга. По прогнозам компании, в следующем году продажи продукции (локомотивы, пассажирские поезда, вагоны метро) вырастут. «Объем заказов растет», – объясняет представитель.

«В отличие от ряда компаний машиностроительного комплекса мы не работаем на склад, – рассказал представитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). – Наша продукция в большинстве случаев уникальная, создаваемая по заказу государства или коммерческого потребителя». 80% бизнеса компании приходится на гособоронзаказ, уточнил он. Это обеспечивает отрасли стабильность, при которой наблюдается небольшой рост металлопотребления предприятиями ОСК, добавил представитель.

«Восстановление производства заметно и в сегменте грузовых и легковых автомобилей, и в сегменте вагоностроения, динамично растет спрос на стальной прокат в судостроительной отрасли», – согласен Бурмистров. Однако не все так позитивно в сотрудничестве российских металлургов и машиностроителей: последние страдают от высоких и меняющихся в зависимости от экспортной конъюнктуры цен на прокат, уверен эксперт. Российские металлурги корректируют цены вслед за мировыми. Так, за три месяца цены на плоский прокат на внутреннем рынке выросли на 20% (10 ноября, по данным БКС, тонна проката стоила $641). «Российские металлурги достаточно агрессивны с точки зрения ценовой политики», – добавляет Бурмистров.

Исправлены производственные показатели Объединенной вагонной компании за 2016 г.