Siemens обвинил «дочку» «Ростеха» в умышленном обмане

«Технопромэкспорт» продал турбины Siemens своей структуре уже через полгода после того, как заказал
В суде Siemens требует остановить монтаж турбин в Крыму и вернуть их/ Максим Стулов / Ведомости

Структура «Ростеха» ОАО «Технопромэкспорт» умышленно обманывала «Сименс технологии газовых турбин» (СП Siemens и «Силовых машин» Алексея Мордашова). Об этом на заседании суда заявил представитель немецкого концерна. По его словам, «Технопромэкспорт» еще осенью 2015 г. перепродал купленные у «Сименс технологии газовых турбин» турбины и с самого начала знал, что они будут поставлены в Крым.

Место поставки – Крым

«Сименс технологии газовых турбин» в марте 2015 г. заключила договор с ОАО «Технопромэкспорт» о поставке четырех турбин для строительства станций на Таманском полуострове в Краснодарском крае, чтобы покрыть дефицит энергосистемы Крыма. Тогда США и ЕС уже ввели санкции в отношении России. В частности, европейские запрещали поставки оборудования для объектов энергетики на полуострове Крым. А «Технопромэкспорт» в 2015 г. был определен строителем двух электростанций в Севастополе и Симферополе. Чтобы соблюсти санкционный режим, договор был дополнен несколькими положениями: что завод может отказаться поставлять турбины, если это может нарушить санкции, что ОАО «Технопромэкспорт» обязуется не использовать купленное оборудование в Крыму, а единственное место поставки турбин – Тамань.

Но, как позже стало известно Siemens, уже через полгода после сделки – в октябре 2015 г. – ОАО «Технопромэкспорт» перепродало турбины еще одной структуре «Ростеха» – ООО «Технопромэкспорт». Из этого контракта были исключены пункты о санкциях, месте поставки и невозможности использования турбин в Крыму. Передача оборудования от одной структуры «Ростеха» к другой должна была произойти в тот же день, когда ОАО «Технопромэкспорт» получит его от «Сименс технологии газовых турбин», рассказал представитель Siemens. По его словам, в переговорах с Siemens ОАО «Технопромэкспорт» продолжало вести себя так, как будто ничего не случилось, и представляться собственником турбин, давать обязательства.

Конкурс на строительство станций в Тамани так и не состоялся. Во второй половине 2016 г. Минэнерго провело конкурс на строительство, но он не состоялся. В ответе на запрос Siemens Минэнерго России подтверждало, что эта электростанция нужна, но фактически проект заморожен, рассказал в суде представитель концерна (представитель Минэнерго это опроверг). И в сентябре 2016 г. ОАО «Технопромэкспорт» объявило тендер на продажу турбин, хотя они уже были проданы.

Летом этого года, после того как выяснилось, что турбины в Крыму, Siemens заявил, что готов выкупить их обратно. «Технопромэкспорт» ответил, что у концерна была такая возможность на тендере, но он ею не воспользовался и турбины были проданы другой компании.

Во вторник представитель «Технопромэкспорта» отказался от комментариев до следующего судебного заседания, которое назначено на 14 декабря. Но он отметил, что доводы Siemens уводят в сторону от сути спора и необоснованны. «Фактически все усилия Siemens направлены на то, чтобы заставить российские компании работать в России по чужим правилам, навязанным из-за рубежа, что само по себе абсурдно», – заявил он.

Миссия – вернуть турбины

В суде Siemens требует остановить монтаж турбин в Крыму и вернуть их. Санкционные оговорки в договоре ограничивают место поставки, а запрета на оборот заказанного оборудования нет, отмечает партнер компании «Нафко-консультанты» Ирина Мостовая. Но если Siemens удастся доказать факт обмана, то это может сыграть существенную роль в доказывании недействительности сделки, считает управляющий партнер «Рустам Курмаев и партнеры» Рустам Курмаев. Вряд ли новые обстоятельства повлияют на процесс, не согласен партнер BMS Law Firm Денис Фролов: подобные показания, как правило, не воспринимаются судом как доказательства – придется представить переписку или записи разговоров, но даже тогда суд может не приобщить их к делу.

Скорее всего, Siemens подал иск в российский суд для того, чтобы защититься от нападок в Европе, считает Фролов. Интерес Siemens – доказать, что компания не знала и не могла знать о нарушении санкций, иначе для нее возникают серьезные репутационные и регуляторные риски, согласен Курмаев. Если Siemens выиграет, то вместо оборудования, которое вряд ли демонтируют, «Технопромэкспорт» должен будет уплатить денежный эквивалент, добавляет Мостовая. Учитывая, что компания находится в процедуре банкротства, в это тоже слабо верится, считает она.