Абрамович и Абрамов стали совладельцами «Трансконтейнера»
Партнеры-миллиардеры выкупили акции оператора у НПФ «Благосостояние»Сфера совместных интересов совладельцев Evraz Романа Абрамовича, Александра Абрамова и Александра Фролова не ограничивается металлургией. Вместе они владеют, например, примерно 36,9% акций премиального ритейлера «Азбука вкуса». Теперь у них появился еще один совместный бизнес – транспортно-логистический.
Компания, связанная с Millhouse Абрамовича и Invest AG (фонд, который управляет деньгами Абрамова и Фролова), – ООО «Енисей капитал» 6 декабря купило 24,5% акций крупнейшего контейнерного перевозчика в России – «Трансконтейнера». Об этом говорится в раскрытии последнего. Представитель Millhouse Джон Манн подтвердил, что «Енисей капитал» – связанная со структурами бизнесменов компания. Представитель Invest AG от комментариев отказался. Имя продавца они не раскрывают, но пакет такого же размера, по данным списка аффилированных лиц «Трансконтейнера», принадлежал НПФ «Благосостояние» (в числе его учредителей – РЖД). Представитель фонда от комментариев отказался. Летом источники «Ведомостей», близкие к РЖД, рассказывали, что НПФ «Благосостояние» накануне акционирования (до 1 января 2019 г.) продаст пакет оператора.
Манн говорит, что пакет куплен по рыночной цене. 6 декабря на Московской бирже пакет стоил 14,7 млрд руб., а весь «Трансконтейнер» – 60,1 млрд руб. Средневзвешенная цена за предыдущие полгода была 12,6 млрд руб. Покупатели считают, что «Трансконтейнер» – перспективная компания, говорит источник, близкий к одной из сторон сделки. В 2016–2017 гг. были контакты с большим числом претендентов, но никто не хотел покупать пакет, исходя из оценки всей компании выше 40 млрд руб.: пакет неблокирующий, он не даст возможности влиять на ключевые решения компании, рассказал человек, близкий к продавцу. Второму крупному акционеру «Трансконтейнера», Fesco, по его словам, пакет был не интересен, так как компания рассчитывает участвовать в запланированном на апрель аукционе по продаже пакета, принадлежащего РЖД, добавляет собеседник «Ведомостей». В аукционе готовы участвовать многие: совладелец Fesco – группа «Сумма» Зиявудина Магомедова, UCL Holding Владимира Лисина, группа «Дело» Сергея Шишкарева, РФПИ с партнерами. НПФ «Благосостояние» мог бы дождаться оферты, но тогда продажа состоялась бы только через год – покупатель должен выставить оферту о выкупе бумаг у миноритариев в течение полугода, объясняет источник, близкий к продавцу. Представитель Fesco от комментариев отказался, его коллега из «Суммы» не ответил.
«Трансконтейнер»
Железнодорожный оператор
Капитализация 60,1 млрд руб.
Акционеры:
Объединенная транспортно-логистическая компания (50% плюс 1 акция, принадлежит РЖД),
Fesco (25,07%),
«Енисей капитал» (24,5%)
Финансовые показатели
(МСФО, январь – сентябрь 2017 г.):
выручка
48,2 млрд руб.
чистая прибыль
5,2 млрд руб.
Будет ли «Енисей капитал» бороться за контроль в «Трансконтейнере» – не ясно. Об их совместном транспортном бизнесе ничего не известно. Invest AG транспортно-логистический бизнес знаком. В 2015 г. фонд купил у «Норникеля» Архангельский морской торговый порт. А в структуру подконтрольного Invest AG лесоперерабатывающего холдинга RFP Group входит Амурское пароходство.
«Если рост акций «Трансконтейнера» на бирже продолжится, то новый покупатель сможет заработать на оферте, которую обязан будет сделать покупатель контрольного пакета. Но скорее всего эти инвесторы имеют стратегический интерес к компании и сами будут участвовать в аукционе – это очень перспективный актив», – говорит директор по инвестициям TKC Partners Андрей Третельников. Правда, биржевые котировки из-за низкого free float не индикативны, при оценке компании правильнее ориентироваться на фундаментальные показатели, говорил вице-президент РЖД Андрей Старков в конце октября (его слова передавал «Интерфакс»). Бизнес «Трансконтейнера» растет. Первый заместитель финдиректора «Трансконтейнера» Андрей Жемчугов допускал, что оператор достигнет в 2017 г. рекордных значений выручки и EBITDA (его слова передавал «Интерфакс»). «Контейнерные железнодорожные перевозки (особенно транзитные и импортные) в 2017 г. продолжили динамичный рост, после достигнутого в 2016 г. рекорда на российском рынке сформировался дефицит контейнеров и фитинговых платформ – это подстегивает рост ставок аренды подвижного состава», – рассказывает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В результате ставки аренды 80-футовых платформ к декабрю были более чем на треть выше, чем год назад, и вдвое выше, чем в 2015 г. – 1550–1600 руб. в сутки. «Трансконтейнер» активно наращивает парк и увеличивает эффективность, в сочетании с благоприятной конъюнктурой рынка это позволит ему в 2017–2018 гг. значительно увеличить выручку и чистую прибыль, прогнозирует Бурмистров.
Исправленная версия. Во втором абзаце уточнено название компании Millhouse.