Тариф не перерос инфляцию

Правительство утвердило рост стоимости транспортировки нефти на 3,95% в 2018 году
Тарифы «Транснефти» будут расти медленнее инфляции / Сергей Петров/ Для Ведомостей

В среду, 20 декабря, правительство утвердило рост тарифов на услуги «Транснефти» со следующего года на 3,95%, рассказал «Ведомостям» федеральный чиновник и подтвердил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин. Прогноз инфляции на 2018 г. – 4%. Представитель «Транснефти» эту информацию не комментирует.

ФАС предлагала увеличить базовый тариф на 4% и снизить на 16,7% тариф для транспортировки нефти в Китай через Казахстан, сообщала служба. Это нефть, которую экспортирует «Роснефть». Тариф на Казахстан не изменился, рассказал Голомолзин.

«Транснефть» просила увеличить тариф на 2018 г. на 21%. Она объясняла, что 4%-ная индексация рассчитана исходя из плановой инфляции и не учитывает необходимость платить в виде дивидендов 50% чистой прибыли по МСФО, как того требует от госкомпаний Минфин. Из-за роста тарифа только на 4% у «Транснефти» возникнет дефицит в 88 млрд руб. и его нельзя будет покрыть сокращением инвестпроектов, говорил представитель монополии, тариф на оказание услуг для «Транснефти» – единственный источник доходов. Принятое тарифное решение обеспечивает выполнение дивидендной политики, считает Голомолзин.

«Транснефть» ориентируется на выплату 25, 20 или 15% от нормализованной чистой прибыли по итогам отчетного периода в зависимости от долга, инвестпрограммы и других показателей. За 2015 г. компания выплатила акционерам 9% консолидированной прибыли, за 2016 г. – 25%, а за первое полугодие – 24%. Минфин рассчитывает, что «Транснефть» выполнит установленную для всех госкомпаний норму по дивидендам в 50%. А 6 декабря вице-премьер Аркадий Дворкович говорил, что дивидендные решения по госкомпаниям будут индивидуальными, нет общего пра вила, обязывающего их отдавать акционерам половину прибыли.

Все обыкновенные акции «Транснефти» принадлежат государству. На Московской бирже торгуются привилегированные акции (21,9% уставного капитала). Среди частных акционеров – Российский фонд прямых инвестиций: 0,43% акций «Транснефти», еще 1,49% принадлежит Российско-китайскому инвестиционному фонду (создан РФПИ и China Investment Corporation). 53,57% всех привилегированных акций «Транснефти» находится в доверительном управлении фонда «Газпромбанк-финансовый», долей в котором владеет «дочка» «Транснефти».

При росте тарифа на 3,95% акционеры могут рассчитывать на выплату 25% чистой прибыли по МСФО, говорит аналитик «Уралсиба» Алексей Кокин. Для выплаты половины прибыли компании нужно занимать. Но вряд ли будет принято решение об увеличении долга ради повышения дивидендов, полагает он. На 30 сентября на счетах компании было 118 млрд руб. денежных средств и эквивалентов, отношение чистого долга монополии к EBITDA составляло 1,7. В будущем тариф придется повышать больше чем инфляция «минус» даже для выплаты 25% прибыли: у компании есть план по инвестициям, добавляет Кокин. Долговая нагрузка «Транснефти» позволяет занимать на рынке и тем самым выплачивать дивиденды и выполнять инвестпрограмму, сказал аналитик БКС Кирилл Таченников.

В 2018 г. инвестпрограмма «Транснефти» составила 56,3 млрд руб., говорил первый вице-президент компании Максим Гришанин, его цитировал «Интерфакс». Ранее сумма планировалась в размере 80 млрд руб. Снижение планов он объяснил ограниченностью ресурсов в том числе за счет выплаты дивидендов. Согласно планам компании с 2017 по 2021 г. инвестиции в проекты, в том числе в техническое перевооружение и реконструкцию, составят 1,2 трлн руб.