Бразилия хочет создать совместное предприятие между Boeing и Embraer

Правительство страны может заблокировать продажу Embraer лидеру рынка – американскому Boeing
Boeing и Airbus стремятся сохранить дуополию в сегменте среднемагистральных лайнеров – самых популярных в мире/ Eric Piermont/ AFP

Крупнейшая аэрокосмическая компания мира Boeing и бразильский производитель бизнес- и региональных джетов в конце прошлой недели заявили: компании обсуждают возможное объединение, условия которого еще обсуждаются. Любая сделка должна быть одобрена бразильским правительством и регулятором, говорилось в их релизе. Embraer на 35,5% принадлежит пяти инвестфондам, остальные акции торгуются на Нью-Йоркской и Бразильской фондовых биржах. У правительства Бразилии есть «золотая акция», которая дает право заблокировать продажу компании.

«Embraer – бразильская компания, она очень хорошо представляет Бразилию за рубежом, – заявил президент Бразилии Мишел Темер. – Вливания зарубежного капитала приветствуются. Но мы не хотим рассматривать вопрос о смене контроля над компанией» (цитата по «Интерфаксу»).

Правительство поддержит совместное предприятие с Boeing, но заблокирует продажу, сообщало Reuters. Бразильская газета Folha de Sao Paulo сообщала, что Темер сказал на встрече с военными: «При мне Embraer никогда не будет продана».

Обсуждается в том числе создание совместного предприятия, что позволит Boeing и Embraer экономить на закупках и совместно продавать дополняющие друг друга линейки лайнеров, писало Bloomberg со ссылкой на источник, знакомый с ходом переговоров.

Авиастроительные гиганты – Boeing и Airbus – выпускают среднемагистральные и дальнемагистральные широкофюзеляжные лайнеры с минимальной вместимостью 130 кресел. Embraer – третий по количеству проданных гражданских самолетов авиаконцерн в мире. Embraer и канадская Bombardier производят региональные самолеты вместимостью до 130 кресел и бизнес-джеты. Самые вместительные региональные джеты, например новые Bombardier CSeries (108–130 кресел), конкурируют с наименее вместительными среднемагистральными самолетами лидеров отрасли (Boeing 737 MAX-7 или Airbus-319).

В 2016 г. американская авиакомпания Delta заказала у Bombardier 75 CSeries, их поставка начнется в следующем году. Boeing заявил, что канадский производитель продал самолеты по демпинговым ценам, и в октябре департамент торговли США установил для канадских лайнеров ввозную пошлину в размере 300%, что поставило под угрозу всю программу CSeries. Выход был найден очень быстро: в октябре Bombardier и Airbus сообщили, что Airbus получит 51% в программе CSeries и будет собирать эти самолеты для американского рынка в США, на своем заводе в Мобиле, Алабама. Причем участие в программе досталось Airbus бесплатно.

«Действия администрации Трампа по защите своего рынка привели к тому, что крупнейший конкурент Boeing легко и дешево вышел в новый для себя сегмент региональных лайнеров», – говорит директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Когда Airbus укрепил свои позиции в воздухе, объявив о совместном предприятии с Bombardier, возник вопрос, «не подумать ли Boeing об Embraer», цитирует Bloomberg гендиректора Air Lease Corp. Джона Плугера. «Эти переговоры, конечно, можно рассматривать как ответ на партнерство Bombardier и Airbus. Но это логично и само по себе: долгие годы две крупнейшие компании имели дуополию в самом востребованном сегменте среднемагистральных лайнеров, и они заинтересованы в том, чтобы ее сохранить. Сейчас, когда с ними начали конкурировать Embraer и Bombardier, желание поглотить новых игроков вполне объяснимо», – считает гендиректор Infomost Борис Рыбак.

Двадцать лет назад Boeing совершил крупнейшее поглощение в своей истории, купив американского производителя гражданских и военных самолетов McDonnell Douglas Corp. за $13,3 млрд. В конце недели после сообщения о переговорах с Boeing капитализация Embraer выросла за один день на 22% до $4,5 млрд. На капитализацию Boeing ($176 млрд) новость не повлияла.