Табачные производители сдерживают рост цен на сигареты

Это один из немногих легальных способов конкуренции
Из-за жесткого регулирования рынка сигарет цена остается одним из немногих методов законной конкуренции/ Андрей Гордеев / Ведомости

Производители сигарет вынуждены сдерживать рост цен, рассказала «Ведомостям» директор по правовым и внешнекорпоративным связям British American Tobacco (BAT) Яна Гуськова. Из-за жесткого регулирования рынка сигарет цена остается одним из немногих методов законной конкуренции, объясняет директор департамента по корпоративным и юридическим вопросам «Imperial Tobacco Россия и Центральная Азия» Георгий Соустин. Сейчас в России запрещена открытая выкладка сигарет, а предупреждение о вреде их потребления должно занимать не менее 50% сторон пачки. Минздрав активно лоббирует и ввод обезличенной упаковки сигарет: норма содержится в последней редакции концепции госполитики противодействия потреблению табака до 2022 г.

Ценовая конкуренция усилилась, признают и представители Japan Tobacco International (JTI) и Imperial Tobacco. Представитель Philip Morris International по существу на вопрос не ответил.

До выборов не дорожать

При этом сдерживание цен стало возможным благодаря тому, что государство согласилось не менять размер акциза до июля 2018 г., замечает Соустин. Сдерживание цен – следствие 28%-ного повышения акциза годом ранее, считает Гуськова: доходы населения снижались, потребительская уверенность оставалась на низком уровне, россияне экономили и переключались на более дешевые товары, в том числе нелегальные сигареты. Согласно Росстату в январе – октябре 2017 г. реальные располагаемые доходы оказались на 1,3% ниже год к году, хотя зарплата увеличилась на 3%. Когда потребители экономят, а недобросовестные продавцы предлагают нелегальный товар, производителям приходится держать цены, сокрушается Гуськова. По данным Nielsen, за 2017 г. доля контрабанды и контрафакта на рынке табачной продукции в России увеличилась вдвое – до 4,5%.

Морковка для покупателя

Более 95% сетевых и 55% традиционных магазинов, а также 75% специализированных павильонов продают табачные изделия ниже максимальной розничной цены (МРЦ), указанной на пачке, подсчитали эксперты «Infoline-аналитики». За последние два года число торговых объектов, продающих сигареты ниже МРЦ, выросло более чем вдвое, отмечают они.

МРЦ – фискальная цена, которую устанавливает сам производитель и с которой в дальнейшем он уплачивает адвалорную часть акциза, напоминает Соустин. В рознице сигареты продаются не выше фискальной цены, но и не ниже минимальной розничной цены – она рассчитывается как 75% от МРЦ. Образовавшийся диапазон в 25% позволяет ритейлерам самим устанавливать цены на сигареты и учитывать разную платежеспособность потребителей в различных регионах страны, продолжает Соустин.

По подсчетам «Infoline-аналитики», сейчас фактическая розничная цена пачки сигарет ближе именно к нижней границе – 75% от МРЦ, отмечает Михаил Бурмистров, гендиректор «Infoline-аналитики». Агрессивную политику, в частности, ведут сети алкомаркетов «Бристоль» и «Красное и белое»: обе удерживают цены на сигареты ближе к нижней планке, продолжает эксперт. Сигареты, по его мнению, являются трафикообразующим продуктом для этих сетей, что отчасти влияет на ценообразование и у других крупных ритейлеров.

В сети магазинов «Дикси» сигареты продаются ниже МРЦ в среднем на 2%, сообщил представитель ритейлера. Представитель «Бристоля» от комментариев отказался; вечером во вторник связаться с представителем «Красного и белого» не удалось. Представители X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Ашана» и «Ленты» на запросы не ответили.

Все ниже и ниже

Нынешние отпускные цены производителей ниже, чем годом ранее, – именно табачные компании стараются сдерживать рост цен, знает представитель крупного ритейлера. К тому же, по его словам, запасы сигарет формируются на несколько месяцев вперед. Таким образом, торговые сети своей маржей не жертвуют, подчеркивает собеседник «Ведомостей». По данным BAT, средняя розничная цена сигарет в России в 2017 г. снизилась с 92 до 90 руб. Ее конкуренты, напротив, говорят о росте – на 13 руб., сообщил вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергей Киселев. В «Дикси» за прошлый год в среднем пачка сигарет подорожала на 11,65% до 96,51 руб., сообщил представитель ритейлера.

Из-за снижения покупательной способности некоторые сигареты стали переходить в более низкие ценовые сегменты, продолжает Соустин. Самый яркий пример – сигареты Rothmans, которые сначала позиционировались как дорогие (свыше 110 руб. за пачку на IV квартал 2017 г. – «Ведомости»), были выведены с российского рынка, а затем возвращены уже в категорию ниже средней – 65–70 руб. за пачку, напоминает Бурмистров. Причем суббренд Royals by Rothmans стоит еще дешевле, добавляет эксперт. Представитель BAT этот вопрос не комментирует. Также компании запускают новые марки и форматы сигарет в нижнем ценовом сегменте, добавляет Киселев, не вдаваясь в детали.