Финский торговый холдинг Kesko собирается покинуть Россию

Он ведет переговоры с Leroy Merlin о продаже сети магазинов для дома и ремонта «К-раута»
Евгений Егоров / Ведомости

Финская Kesko сообщила о намерении продать большую часть магазинов для дома и ремонта в России французской Leroy Merlin. В России Kesko, по ее данным, управляет 14 магазинами «К-раута» в Москве, Петербурге, Туле, Калуге и Ярославле (rauta по-фински «железо»). Представитель Leroy Merlin в России отказался от комментариев.

Холдинг Kesko с выручкой 10,7 млрд евро в 2017 г. объединяет производства продуктов питания, сельскохозяйственного оборудования, а также торговые сети – продовольственную и товаров для дома и автомобилей. В России Kesko работает 20 лет, начинала с оптовой торговли стройматериалами. В 2005 г. компания купила магазины «Строймастер» в Петербурге, на их базе и стала развиваться сеть «К-раута». В 2011 г. Kesko приобрела долю в российской сети «Интерспорт» у структуры сербской Delta Holding, а позднее полностью консолидировала актив. Спустя год, зимой 2012 г., в Санкт-Петербурге открылся первый продовольственный магазин «К-руока» (ruoka значит «питание»).

В разгар кризиса, начавшегося в 2014 г., Kesko заявила, что может и приостановить развитие бизнеса в России. Коррупция, непредсказуемость официальных лиц, неожиданные изменения законов и операционной среды осложняют ведение бизнеса в России, писал финский холдинг в отчетности за 2014 г. и указывал на высокий уровень неопределенности в экономике и значительно возросшие политические и страновые риски. В 2016 г. Kesko продала магазины «Интерспорт». Затем магазины «К-руока» и несколько земельных участков в Москве и Ленинградской области за 11 млрд руб. приобрела сеть «Лента».

Сеть «К-раута» осталась единственным бизнесом финского холдинга в России. Kesko обещает сообщить об итогах переговоров с Leroy Merlin. Последняя – крупнейший DIY-ритейлер в России, по данным «Infoline-аналитики»: на начало года Leroy Merlin с долей рынка более 16% управляла 73 гипермаркетами, выручка в 2016 г. – 186 млрд руб. без НДС (за 2017 г. данных нет). Выручка «К-рауты» (без НДС) в 2016 г. – 13,1 млрд руб., доля рынка – чуть более 1,1%, по данным «Infoline-аналитики».

В условиях кризиса, сокращения розничного рынка и усиления конкуренции «К-раута» объективно проигрывала не только международным Leroy Merlin, Castorama, но и российским «Максидому» и «Петровичу», замечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Особенно сильное давление на бизнес «К-рауты», значимая часть продаж которой приходилась на опт, оказал агрессивный рост «Петровича», указывает он: сеть активно развивала онлайн-продажи и сотрудничество со строителями. За 2017 г. «Петрович», по собственным данным, увеличил интернет-продажи на 36% до 13 млрд руб. Оборот сеть не раскрывает.

Убытки «К-рауты» ежегодно растут с 2012 г., напоминает Бурмистров, поэтому продажа бизнеса стала необходимой. Если договориться не удастся, финская компания продолжит развивать бизнес в России, сказано в сообщении Kesko.