Статья опубликована в № 4558 от 28.04.2018 под заголовком: Цена слова

В рост региональных перевозок государству надо вложить свыше 180 млрд рублей

Удвоить долю перелетов минуя Москву поручил Владимир Путин
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

«Через шесть лет половина межрегиональных рейсов будет выполняться напрямую. Ситуация, когда даже в соседние области надо лететь через Москву, во многом останется в прошлом», – сказал Путин 1 марта в обращении к Федеральному собранию.

В 2017 г. внутри России перевезено 62,6 млн человек, только 23% из них (14,3 млн) – минуя Москву, рассказал профессор ГосНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд, выступая на конференции «Авиационное финансирование и лизинг». Чтобы выполнить поручение президента, к 2024 г. региональные перевозки необходимо утроить (до 45,1 млн человек), ведь перелеты через Москву тоже будут расти, сказал Фридлянд.

По оценкам Росавиации, для этого в 2018–2024 гг. потребуется 182,4 млрд руб. дополнительного финансирования, рассказал Фридлянд. Из них 113 млрд руб. нужно на восстановление сети примерно из 60 аэродромов (без учета расходов на терминалы и заправочные комплексы). 35,5 млрд руб. – на докапитализацию Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК, поставляет в рублевый лизинг российскую авиатехнику) и субсидирование авиакомпаниям лизинговых ставок. Еще 29,4 млрд руб. – на субсидирование непосредственно перелетов и 4,5 млрд руб. – на развитие федеральных казенных предприятий, которым принадлежат десятки небольших аэропортов на Дальнем Востоке.

Представители Минтранса и Минфина не ответили, заложены ли эти деньги в бюджет. Разработку комплексного плана по расширению аэродромной инфраструктуры Минтранс уже начал, говорится в презентации Фридлянда.

В 2013 г. средства на развитие аэродромов Дальнего Востока уже выделялись. Но из 106 млрд руб. было освоено только 42 млрд руб. В 2017 г. остальные средства вернулись в бюджет.

При эффективном распределении запланированных в госпрограмме средств можно восстановить около 100 аэродромов на Дальнем Востоке, говорит руководитель московского офиса Bain & Company Юрий Спекторов. Эта оценка включает минимально необходимые затраты на инфраструктуру, в том числе терминалы, подчеркивает он. А практика субсидирования перевозок малой авиацией (суда до 70 мест) применяется во всем мире, напоминает Спекторов. В США и Норвегии, например, по таким направлениям перевозится около 3 млн человек в год. Норвегии это обходится в сумму около $100 млн в год.

Российский бюджет в 2018 г. на субсидирование перелетов планирует потратить 7,2 млрд руб.

Дополнительные инвестиции могут окупиться в течение 3–4 лет, уверен Спекторов. «Необходимы субсидирование перевозок малой авиацией на Дальнем Востоке от 4 млрд руб. в год, модернизация инфраструктуры, обеспечение адекватного уровня аэропортовых сборов и возможность брать региональные самолеты в лизинг по конкурентным ставкам. Все вместе это может дать дополнительно до 2 млн пассажиров ежегодно. Что, в свою очередь, может привести к росту валового регионального продукта на 50 млрд руб. в год», – считает Спекторов.

«Рост доли региональных полетов до 50% от всех внутренних перевозок невозможен, – возражает ведущий научный сотрудник Высшей школы экономики Федор Борисов. – Вся деловая активность, 80% крупного бизнеса сосредоточены в Москве. Авиатранспорт – это производная экономики, и основу пассажиропотока составляют предприниматели и командированные». Необходимо снизить требования к небольшим аэропортам, например, в части персонала: сейчас они должны содержать сильно избыточный штат сотрудников – отсюда большие затраты и высокие аэропортовые сборы, считает Борисов.

Президент «Utair – пассажирские авиалинии» Павел Пермяков и представитель S7 Анна Бажина считают, что поручение Путина выполнимо при условии государственного субсидирования. У Utair доля пассажиров во внутренних перелетах не через Москву составляет 19%. У S7 – 20%, а два года назад было всего 10%.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more