Суд может арестовать акции Citgo, заложенные по кредиту «Роснефти»

Этого добиваются русские владельцы канадской Rusoro, национализированной Венесуэлой
Citgo принадлежит венесуэльской нефтяной госкомпании PDVSA и владеет тремя нефтеперерабатывающими заводами и 6000 заправок в США/ John Gress / Reuters

В сентябре 2011 г. Венесуэла национализировала у подконтрольной российским бизнесменам Владимиру и Андрею Агаповым канадской Rusoro Mining Ltd все золотодобывающие активы – несколько рудников с предполагаемыми запасами 10,7 млн унций и золотоизвлекательные фабрики. В августе 2016 г. Rusoro добилась в международном арбитраже у правительства Венесуэлы компенсации – $1,2 млрд, но так ее и не получила.

Во вторник и среду Rusoro подала несколько исков в суды Южного Техаса, Хьюстона (США) и Калгари (Канада) с требованием арестовать активы американской Citgo, следует из базы судов и информации компании.

Rusoro намерена взыскать с Венесуэлы $1,37 млрд, рассказал «Ведомостям» ее совладелец Андрей Агапов, это же указано в иске, поданном в суд Техаса («Ведомости» ознакомились с копией документа). Сумма возросла за счет процентов, поясняет совладелец компании.

Rusoro требует признать Citgo, а также ее бенефициаров – PDV Holding и PDVSA – соответчиками за действия Венесуэлы в 2011 г. и обязать их выплатить компенсацию. «Компании находятся под полным контролем венесуэльского правительства, их стоит рассматривать как часть этого правительства», – говорится в сообщении Rusoro.

$6,5 млрд

именно такую сумму предоставила «Роснефть» венесуэльской PDVSA с 2014 по 2017 г. в виде кредитов и авансов за нефть. Почти половину этой суммы российская госкомпания уже получила назад нефтью. У «Роснефти» пять совместных проектов с PDVSA в Венесуэле. В 2016 г. «Роснефть» в этой стране добыла 2,7 млн т нефти. «Это страна с запасами углеводородов номер один в мире. С этой точки зрения любая нефтегазовая компания должна стремиться работать в этой стране <...> Мы никогда оттуда не уйдем. Мы будем работать с Венесуэлой и будем наращивать объемы нашего сотрудничества в сфере ТЭКа», – говорил в августе 2017 г. главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин (цитата по «Интерфаксу»)

Citgo принадлежит венесуэльской нефтяной госкомпании PDVSA и владеет тремя нефтеперерабатывающими заводами и 6000 заправок в США. С ноября 2016 г. 49,9% акций Citgo находятся в залоге у «Роснефти» в качестве обеспечения по выданному PDVSA кредиту на $1,5 млрд.

«Акции Citgo были заложены «Роснефти» не по справедливой стоимости. Все это было организовано, для того чтобы помешать, задержать или обмануть кредиторов, таких как Rusoro», – пишет компания в иске, поданном в техасский суд. Дата его рассмотрения еще не определена.

«49,9% Citgo передано «Роснефти» в залог по договорам займа, так что, скорее всего, если с залогом что-то происходит (например, снижается стоимость заложенного имущества), то кредиторы могут потребовать заменить предмет залога», – говорит партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный.

«Акции Citgo в залоге чисто технически. Если [вместо них в обеспечение] будет предложено что-то интересное, мы рассмотрим», – говорил в конце 2017 г. главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин, отмечая, что «Роснефть» не планирует оперировать сетью АЗС американской Citgo.

Иск Rusoro с требованием обеспечительных мер на активы Citgo – не первая попытка иностранных инвесторов Венесуэлы взыскать с нее долги по арбитражным решениям за счет имущества PDVSA, находящегося за рубежом. Так поступил канадский золотодобытчик Crystallex: в ноябре 2017 г. он добился от правительства Венесуэлы компенсации в $1,2 млрд за национализированные активы, подав иски к PDVSA с обеспечительными мерами, которые касались его собственности на территории США.

На это рассчитывает и Андрей Агапов. По его словам, он видит возможность прийти к соглашению: рассматривается вариант как с рассрочкой выплаты компенсации, так и с совместной разработкой месторождений в Венесуэле. Правда, пока эти варианты не обсуждались, отмечает он.

Если Rusoro будет и дальше активно действовать, осложнять жизнь Citgo, PDVSA и их структурам, то владельцы вполне могут рассчитывать на компенсацию, уверен партнер BMS Law Firm Денис Фролов. В случае сложных должников (для Rusoro должником является Венесуэла) агрессивные действия в отношении связанных компаний – нормальная практика, говорит он. Для «Роснефти» Фролов особых рисков не видит, так как заемщиком по кредиту выступает PDVSA, а не сама Citgo.

Представитель «Роснефти» отказался от комментариев, представитель PDVSA не ответил на вопросы.