Нефтяные компании инвестируют в технологии для электромобилей

Они готовятся к эволюции транспорта и снижению спроса на нефть
По оценке BP, число электромобилей на мировых дорогах, вероятно, увеличится с нынешних 3 млн до 300 млн к 2040 году/ Андрей Гордеев / Ведомости

BP в мае инвестировала $20 млн в израильскую StoreDot, которая разрабатывает быстро заряжающиеся аккумуляторы. Хотя это и небольшая сумма по сравнению с миллиардами, которые она ежегодно вкладывает в добычу нефти и газа, это стало очередной инвестицией BP и ее конкурентов в технологии для электромобилей. Многие аналитики уверены, что в конечном итоге распространение электромобилей будет способствовать снижению мирового спроса на нефть.

«Они пытаются понять, как заменить лучшую дойную корову на свете, и это очень непростая задача», – говорит Олаф Саккерс, партнер венчурной инвесткомпании Maniv Mobility.

BP в мае также договорилась о партнерстве с китайским фондом прямых инвестиций NIO Capital, чтобы вместе вкладывать деньги в продвинутые транспортные технологии в Китае. В начале года BP приобрела долю в американской FreeWire, разрабатывающей инфраструктуру для быстрой зарядки электромобилей. Кроме того, Royal Dutch Shell в прошлом году приобрела нидерландскую NewMotion, оператора одной из крупнейших в Европе сетей зарядных станций для электромобилей, а Total купила за $1,1 млрд производителя аккумуляторов Saft в 2016 г.

Более половины мирового спроса на нефть связано с транспортировкой людей и грузов, одни только легковые автомобили обеспечивают свыше 25% спроса. Все крупные европейские нефтяные компании признают, что этот спрос может достичь пика в ближайшие 20 лет, а затем начнет постепенно снижаться. Поэтому они проявляют интерес к технологиям, стоящим за новыми трендами в транспортной отрасли, например сервисами по вызову водителей. Так, Shell – основной владелец британского стартапа FarePilot, чье приложение помогает таксистам и ищущим попутчиков водителям находить районы с самым высоким спросом.

Согласно февральскому ежегодному докладу BP Energy Outlook, число электромобилей на мировых дорогах, вероятно, увеличится с нынешних 3 млн до 300 млн к 2040 г. По прогнозам BP, к тому времени на долю электромобилей будет приходиться только 15% от общего количества автомобилей, но при этом 30% от проходимой легковыми машинами дистанции. Компания объясняет это тем, что многие электромобили будут принадлежать сервисам каршеринга и поэтому люди будут пользоваться ими чаще. По мнению главного экономиста BP Спенсера Дейла, когда каршеринговые автомобили станут самоуправляемыми, этот тренд усилится. «Как только не нужно будет платить водителю, стоимость совместных перевозок снизится на 40-50%, – говорит он. – Количество совместно используемых автомобилей сильно вырастет, и большинство из них будут электрическими».

Крупнейший в мире производитель нефти Saudi Aramco называет прогнозы о «пиковом спросе» на нефть преувеличенными. Саудовская госкомпания ожидает, что спрос продолжит расти и в 2040-е гг. благодаря развивающимся рынкам, перевозке тяжелых грузов и воздушному транспорту. Американские нефтяные гиганты ExxonMobil и Chevron разделяют такое мнение. Тем не менее действия суверенного фонда Саудовской Аравии свидетельствуют, что он признает будущую угрозу. Он приобрел 5%-ную долю в Uber за $3,5 млрд в 2016 г., а также является крупным инвестором в Vision Fund японской SoftBank, который вкладывает миллиарды долларов в сервисы по вызову водителей почти на всех континентах.

Некоторые аналитики видят риск, что нефтяные гиганты останутся не у дел на фоне увеличения числа электрических и в будущем самоуправляемых автомобилей для каршеринга. «Они будут заряжаться не в городах, где сейчас расположены АЗС, а за городом, – утверждает Тони Себа, лектор в Стэнфордском университете и автор книги Clean Disruption of Energy and Transportation. – В два или три часа утра автомобили будут ехать на подстанции, где высокое напряжение позволит заряжать десятки тысяч автомобилей одновременно».

Венгерская нефтегазовая компания MOL Group пошла дальше большинства конкурентов. В прошлом году она запустила собственный каршеринговый сервис в Будапеште. У него 300 автомобилей, и треть из них – электрические. «Нам нужно начать строить бизнес-модели уже сейчас, чтобы быть готовыми через 10-15 лет», – отмечает Петер Рататич из MOL.

По мнению аналитика Bernstein Нила Бевериджа, нынешние бизнес-модели нефтяных компаний могут оказаться более устойчивыми, чем ожидается. По крайней мере в краткосрочной перспективе Uber и другие сервисы по вызову водителей могут привести к росту спроса на бензин, так как делают поездки на автомобилях более доступными и конкурируют с общественным транспортом. «Сервисы по вызову водителей стимулируют людей пересаживаться с общественного транспорта на автомобили», – говорит Беверидж.

Но Эндрю Смарт из консалтинговой компании Accenture советует нефтяникам не рассчитывать на медленные изменения: «Им придется двигаться с той же скоростью, что развиваются технологии вокруг них, а этот процесс может сильно ускориться».

Перевел Алексей Невельский