Metro Cash & Carry сделала ставку на российских рестораторов
Для них появятся специальные депо в торговых центрахНемецкая сеть мелкооптовых торговых центров Metro Cash & Carry решила перестроить работу магазинов в России для восстановления роста бизнеса. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель Metro Cash & Carry в России.
Для Metro российский рынок приносит треть операционного дохода и входит в тройку основных по выручке по итогам 2016/17 финансового года, завершившегося 30 сентября. Немецкая компания хотела провести IPO российского подразделения, но планы не реализовались из-за начала украинского кризиса и введения санкций западными странами в отношении России. В последние годы динамика российского бизнеса Metro ухудшалась, и пока не заметно разворота: в первом полугодии 2017/18 финансового года выручка Metro в России упала на 14,9% до 1,5 млрд евро, выручка сопоставимых магазинов, т. е. работающих свыше 12 месяцев, – на 8,8%.
Компания хочет нарастить долю закупок профессиональными клиентами, в числе которых торговцы, кафе, рестораны, гостиницы, до 60% до 2021 г., сказал ее представитель. Сейчас на таких покупателей приходится около 51%. Для этого Metro в апреле ввела трехуровневое ценообразование, предложив разные цены на штучные товары и более крупные закупки, теперь она изменит подход к работе центров.
Metro откроет 24 центра исполнения заказов в магазинах во всех регионах присутствия специально для клиентов из сферы общепита и гостиничного бизнеса, рассказал представитель ритейлера. Это будут специальные депо в торговых центрах, где станет складироваться продукция, которую чаще всего заказывают такие покупатели. Как правило, это свежая рыба, птица, мясо, фрукты и овощи, товары в большой «профессиональной» упаковке – соусы, молочная продукция, крупы и т. п., перечисляет собеседник «Ведомостей». Сейчас, по его словам, работают пять таких депо.
Это позволит обеспечить быструю доставку, а Metro без существенных инвестиций в строительство новых торговых центров сможет выстроить сеть доставки профессиональным клиентам в том числе и в отдаленные регионы страны, объясняет представитель сети.
Нынешние бизнес-процессы Metro плохо заточены под рестораны – под точечные закупки довольно небольших партий высококачественной продукции, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «За рестораторов всегда большая конкуренция, потому что цена закупки для них – не главный фактор, им важнее стабильность поставок и качества», – говорит эксперт. До сих пор Metro не удалось наладить удобную для ресторанов логистику и необходимое для них качество, подтверждает руководитель «Рестконсалта» Сергей Миронов: «По сути, закупки в Metro – это покупка кота в мешке». Хотя почти во всех странах присутствия Metro – основной партнер для ресторанов, в России же это, по сути, магазин для домашних закупок. Миронов признался, что, как ресторатор сети «Мясо & рыба», пытался вести переговоры с Metro, но они не приводили ни к чему. «Очень сложно получить персонального менеджера и даже контакт, с кем можно обсуждать, если вдруг привезли не такой, как надо, товар», – делится он опытом.
Крупный ритейлер сам по себе едва ли может создать ресторанную дистрибуцию, сомневается Бурмистров: для нее нужно не просто отдельное депо, а выстраивание отдельного серьезного бизнеса. По его мнению, в этом вопросе показателен подход «Зельгроса»: ритейлер купил специализированного дистрибутора продуктов в рестораны, который до этого сотрудничал с ними в качестве партнера.