Туроператор «Натали турс» прекратил чартерные перевозки

Поток выездных туристов снизился из-за чемпионата мира по футболу
«Натали турс» отказалась от чартерных рейсов, чтобы сократить убытки и стабилизировать финансовую ситуацию/ Максим Стулов / Ведомости

С 30 июня структура крупного туроператора «Натали турс» – компания «Панорама тур» прекратила чартерное авиасообщение для туристов. Об этом сообщила Ассоциация туроператоров России со ссылкой на письмо компании турагентам. «В связи с низкими финансовыми показателями выполнения чартерных программ по направлениям Барселона, Римини, Катания, Неаполь, Анталия, Ираклион принято решение об их сокращении начиная с 30 июня», – цитирует «Интерфакс» этот документ. Сейчас все чартерные рейсы туроператора оплачены и используются, чтобы вывезти туристов с курортов, уточнил президент туроператора Владимир Воробьев (здесь и далее цитата по «Интерфаксу»).

«Натали турс» основана в 1992 г. и ранее входила в топ-5 крупнейших российских туроператоров. В 2014 г. «Натали турс» обслужила 750 000 туристов, оборот составил $850 млн, более поздние данные туроператор не раскрывал. Компания принадлежит Воробьеву и его супруге Наталье; связаться с ними «Ведомостям» в воскресенье не удалось.

«Натали турс» отказалась от чартерных рейсов, чтобы сократить убытки и стабилизировать финансовую ситуацию, сказал Воробьев. Туроператор не мог выплатить деньги отелям, которые он контрактовал, рассказал «Ведомостям» знакомый с менеджерами компании человек. Еще в понедельник, 25 июня, туристы «Натали турс» жаловались на невозможность заселиться в отели в Турции и Китае.

В начале сезона у «Натали турс» примерно на четверть сократился спрос, поясняет гендиректор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко, а чартеры как раз составляли 20–25% полетных программ туроператора. Сокращение спроса в начале сезона связано с чемпионатом мира по футболу 2018 г. – многие россияне остались в России, а спрос сместился на вторую половину лета, поясняет Осауленко. К тому же, по его словам, туроператоры стали нести дополнительные расходы из-за увеличения стоимости топлива и постоянной волатильности курса доллара. «Натали турс» платит более высокую комиссию турагентствам, чем остальные туроператоры, отмечает знакомый с менеджерами компании человек: у «Натали турс» она доходила до 11% против 7% в среднем по рынку.

Отмены коснулись около 450 туристов за прошедшие выходные и затронут еще примерно 700 человек на следующей неделе, замечает собеседник «Ведомостей». По его данным, в среднем туроператор перевозил около 1000 туристов в неделю, или 4000 в месяц. «До конца сезона отмены коснутся примерно 7000–8000 туристов», – продолжает знакомый с менеджерами компании человек. «Возврат денежных средств клиентам будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством», – сказано в письме «Натали турс» турагентам. В среднем один тур у «Натали турс» стоил около $1000 – таким образом, компании придется выплатить около $4 млн, рассуждает собеседник «Ведомостей».

«Натали турс» перевозила своих туристов на чартерных рейсах авиакомпаний Red Wings, Iberia и др., а также совместно с туроператорами TUI и «Спасские ворота», отмечает другой знакомый с менеджерами компании человек. При этом у большой четверки турецких туроператоров («Пегас туристик», Coral Travel, Anex Tour и Tez Tour), а также у крупных российских туроператоров («Библиоглобус», НТК «Интурист») есть собственные чартерные программы, напоминает он. У «Интуриста» собственные полетные программы, которые вместе с принимающими компаниями обеспечивают нормальную доходность компании, отмечает заместитель гендиректора компании Сергей Толчин. К тому же у туроператора всегда есть запас ликвидности, который, например, при массовой отмене рейсов «Вим-авиа» позволил «Интуристу» преодолеть сложную ситуацию на рынке, быстро повторно оплатить полетные программы других авиакомпаний, напоминает он.

В письме отмечается, что «Натали турс» продолжит перевозить туристов на регулярных рейсах.

Представители Ростуризма, Red Wings, Iberia, TUI не ответили в воскресенье на запросы «Ведомостей».