У ФАС появились претензии к губернатору Иркутской области и компании «Ростеха»

Служба подозревает их в нарушении антимонопольного законодательства при выборе инвестора для нового терминала местного аэропорта
Левченко с 2016 г. несколько раз говорил, что инвестором нового терминала в действующем аэропорту и строительства нового аэропорта за пределами города станет «Новапорт»/ Александр Кряжев / РИА Новости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело по признакам нарушения ст. 16 «Закона о защите конкуренции» – ограничивающие конкуренцию соглашения органов власти. Подозреваемые – губернатор Иркутской области, правительство Иркутской области, компании «Рампорт аэро», «Рампорт безопасность», ИК «Аеон», «Новапорт», «Система управления» и «Международный аэропорт Иркутск», сообщила пресс-служба ФАС.

В результате действий областных властей и этих компаний частный инвестор для строительства нового терминала в аэропорту Иркутска был отобран без каких-либо конкурсных процедур. Другие потенциальные инвесторы были лишены права на участие в проекте, сообщила ФАС.

В мае пресс-служба губернатора Иркутской области Сергея Левченко сообщила, что новый терминал в аэропорту будут строить сам «Международный аэропорт Иркутск» (принадлежит области), «Рампорт аэро» (владеет и управляет аэропортом «Жуковский», в ней блокпакет принадлежит госкорпорации «Ростех») и «Новапорт» (аэропортовый холдинг Романа Троценко и казахского фонда Meridian, Троценко владеет долей в холдинге через «Аеон»). Для строительства терминала планировалось создание СП, говорили источники «Ведомостей», но не раскрывали предполагаемые доли сторон.

Пока единственным инвестором нового терминала является компания «Рампорт безопасность» (в августе переименована в «Терминал Иркутск», по данным «СПАРК-Интерфакса»). Именно она арендовала у аэропорта Иркутск участок под новый терминал, утверждает сотрудник одной из компаний, попавших под прицел ФАС. «Рампорт безопасность» была 100%-ной «дочкой "Рампорт аэро", но в начале этого года 74,99% в ней перешли к компании "Система управления", у "Рампорт аэро" остались 25,01%. "Система управления" принадлежит Марьяне Чураковой.

«Мы находимся на стадии изучения всех параметров проекта по строительству аэропорта в Иркутске, — сказал представитель "Рампорт аэро". — В любом случае мы намерены действовать исключительно в рамках закона и по необходимости будем корректировать предпринимаемые шаги в соответствии с решениями государственных структур, в частности с заключением ФАС». Представитель компании отметил, что «дочка» «Рампорт аэро» участвует в реализации проекта в рамках предложения, поступившего от правительства Иркутской области.

«Ведомости» направили запросы в  «Ростех» и правительство Иркутской области.

Левченко с 2016 г. несколько раз говорил, что инвестором нового терминала в действующем аэропорту и строительства нового аэропорта за пределами города станет «Новапорт». За выбор инвестора через конкурс выступают Минтранс и ФАС. Проектом интересуются и другие профильные инвесторы – «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга и «Базовый элемент» Олега Дерипаски.

Аэропорт Иркутска – один из немногих крупных аэропортов, который все еще принадлежит государству. 100% акций были в 2015 г. переданы из федеральной собственности в областную с условием, что область найдет инвестора для строительства нового аэропорта за пределами Иркутска на условиях государственно-частного партнерства. Инвестора необходимо отобрать по конкурсу. Также область должна организовать реконструкцию действующего аэропорта.

Новый терминал в аэропорту площадью 30 000-40 000 кв. м планируется построить за 7 млрд руб. Пресс-служба губернатора сообщала летом, что он будет построен за два года. Проекта пока нет, а на его создание и прохождение экспертиз необходимо до девяти месяцев, два года займет само строительство, говорит топ-менеджер аэропортового холдинга.

«Мы консультировали иркутские власти по поводу нового терминала, но соинвестором проекта не являемся», – уверяет менеджер «Новапорта».

«В ФАС обратились несколько потенциальных инвесторов строительства терминала. Отказ от предусмотренных законодательством конкурентных процедур всегда приводит к негативным последствиям как для экономики региона, так и для граждан», – приводятся в релизе ФАС слова начальника управления по борьбе с картелями Андрея Тенишева.

В отношении представителей органов местного самоуправления, если ФАС сочтет их виновными, могут быть применены меры в соотвествии со ст. 14.32 КоАП, предусматривающей как мягкие санкции в виде штрафа от 20 000 до 50 000 руб., так и жесткие — дисквалификацию на срок до 3 лет, говорит партнер компании «НАФКО-консультанты» Ирина Мостовая.

В таких случаях ФАС всегда требует проведения конкурса, поэтому самым тяжелым последствием для инвестора может стать разрыв заключенных соглашений, добавляет Мостовая.

Как выглядит первый в России аэропорт, построенный с нуля