ГК «Медси» разработала новую стратегию развития

За пять лет – двукратный рост и миллиарды рублей инвестиций
Группа «Медси» хочет стать крупнейшей федеральной сетью частных клиник к 2023 г./ Евгений Разумный / Ведомости

«Медси» к 2023 г. удвоит сеть клиник и станет федеральным медицинским оператором, рассказал «Ведомостям» председатель совета директоров группы компаний «Медси» (управляет сетью) Артем Сиразутдинов, такова ее новая стратегия. Клинико-диагностических и госпитальных центров будет 10, а традиционных клиник – более 60, рассказал Сиразутдинов, клиники будут и в базовом формате, т. е. только для взрослых (1500 кв. м), и в семейном – для взрослых и детей (3000–5000 кв. м).

Под управлением ГК «Медси», медицинского подразделения АФК «Система» (100%), сейчас 38 клиник в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Перми, а также служба скорой медицинской помощи, служба помощи на дому, реабилитационные центры. Ежегодно клиники «Медси», по ее данным, посещает около 8 млн человек. В 2017 г. «Медси» с выручкой 11,7 млрд руб., по данным журнала Forbes, была второй среди частных клиник страны.

Реализация стратегии будет способствовать закреплению за «Медси» статуса крупнейшего многопрофильного федерального игрока, предоставляющего полный цикл медицинских услуг для взрослых и детей, говорит Сиразутдинов. Чтобы занять лидирующее положение, «Медси» действительно необходима обширная экспансия, в том числе в регионы, соглашается управляющий партнер и гендиректор консалтинговой компании ДМГ Владимир Гераскин.

По новой стратегии «Медси» будет открывать в спальных районах Москвы и городах Подмосковья не менее трех клиник в год, продолжает Сиразутдинов, в 2019–2020 гг. заработают три семейные клиники: в городе Щелково (3370 кв. м) и московских районах Марьино (4417 кв. м) и Бутово (3544 кв. м); инвестиции в них составят 1,5 млрд руб. На начало 2020 г. запланировано открытие госпиталя на Мичуринском проспекте площадью 28 000 кв. м с клинико-диагностическим центром для взрослых и детей, дневным и круглосуточным стационарами, центром высокотехнологической хирургии и родильным домом. Строительство уже началось, сообщил Сиразутдинов. Каковы затраты на него, «Медси» не говорит; только строительно-монтажные работы начальник отдела стратегического консалтинга JLL Юлия Никуличева оценивает в 1,4–1,5 млрд руб.

«Медси» поставила задачу присутствовать в Уральском, Сибирском, Южном и Приволжском федеральных округах, перечисляет Сиразутдинов, речь идет как об органическом росте, так и о покупках. Год назад группа приобрела клинику Medem в Санкт-Петербурге и сеть «Медлайф» в Перми, напоминает он. Суммы сделок стороны не называли, из отчетности АФК «Система» за 2017 г. понятно, что всего за тот год «Медси» потратила на покупки 661 млн руб.

Пятилетнюю инвестпрограмму «Медси» планирует финансировать из собственных и заемных средств, заявил Сиразутдинов, но цифр не назвал. По подсчетам партнера компании «Тим драйв» Владимира Гурдуса, руководившего «Медси» в 2007–2009 гг., на стратегию «Медси» может потребоваться не менее 20 млрд руб., исходя из стоимости клиники 200–400 млн, а госпиталя – около 2 млрд руб. При строительстве с нуля на окупаемость можно выйти минимум за семь лет, при удачной покупке – за 3–4 года, считает он.

Люди хотят альтернативы, объясняет потребность населения в частных клиниках директор ГБУ НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента департамента здравоохранения Москвы Давид Мелик-Гусейнов, а в частных поликлиниках пациент получает услугу в более дружелюбной атмосфере и оперативнее.

У «Медси» есть все шансы на успех: выстроенная устойчивая система управления, налаженные отношения со многими регионами по другим проектам, перечисляет Гераскин. Правда, рынок медицинских услуг высококонкурентный – на нем много частных игроков, напоминает Гурдус. Например, ближайший конкурент «Медси» – MD Medical Group Investments (управляет крупнейшей по выручке сетью клиник «Мать и дитя») Марка Курцера еще в начале 2017 г. обнародовала план к 2021 г. построить 10 госпиталей в Москве и регионах, вложив не менее 28 млрд руб. «Мать и дитя» уже работает более чем в 20 регионах, в том числе в областных центрах Приволжского федерального округа Уфе и Перми, Сибирского – Иркутске, Красноярске, Омске и Барнауле, Центрального – Костроме.

В последние годы рост платных медицинских услуг в стране замедляется: в 2013 г. в сравнении с 2012 г. было 14%, а в 2017 г. в сравнении с 2016 г. – 3,2%, по данным Росстата и казначейства России.

Успех стратегии также будет зависеть от скорости реформирования государственного здравоохранения: чем быстрее государство решит поставленные задачи, тем труднее частным клиникам будет работать, указывает Гурдус.

Серьезный вызов, который станет перед «Медси» в связи с масштабным развитием, – найти значительное число высококвалифицированных медицинских управленцев на местах, считает Гераскин: таких людей на рынке немного, особенно в регионах, это то слабое звено, которое может сдерживать реализацию стратегии. Кадровый риск основной, соглашается с ним Гурдус. От наличия квалифицированного персонала напрямую зависит качество услуг – а с ростом сети именно качество услуг контролировать становится сложнее, добавляет Гераскин.

Другая сложность состоит в том, что разноплановые активы – стационары, диагностические центры, клиники первичного звена – потребуют от группы грамотной проработки соотношения форматов и маршрутизации пациентов, заключает Гераскин.