Статья опубликована в № 4722 от 21.12.2018 под заголовком: «Газпром» шагнул на день вперед

«Газпром» расширил возможности своей электронной площадки по продаже газа

Компания запустила новый инструмент и сняла ограничения на объем продаваемого газа

На этой неделе, 18 декабря, на электронной торговой платформе (ЭТП) «Газпром экспорта» прошла первая торговая сессия, на которой газ был продан с поставкой «на день вперед», следует из материалов компании. Объем поставки незначителен, чуть менее 700 000 куб. м, говорит собеседник «Ведомостей», близкий к компании, и называет эту сессию скорее тестовой. Представитель «Газпром экспорта» не ответил на запросы «Ведомостей».

Свою работу ЭТП «Газпром экспорта» начала во второй половине сентября. «Этот инструмент позволит усовершенствовать взаимодействие с нашими покупателями в Европе, сделав механизм продажи газа еще более эффективным. Кроме того, мы рассчитываем, что эта платформа станет дополнительным способом оптимизации поставок газа», – говорила генеральный директор «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова.

Клиентам на выбор было дано несколько точек, до которых компания гарантировала доставку газа: Gaspool VP, NetConnect Germany и Вайдхаус в Германии, Баумгартен или Оберкаппель в Австрии и VTP Slovakia.

Первые несколько месяцев площадка работала фактически в тестовом режиме и аукционы проводились только с поставкой на месяц вперед. В «Газпром экспорте» никогда не называли это ограничением, но, по сути, для таких продаж на период с ноября по декабрь 2018 г. было зарезервировано чуть более 1 млрд куб. м. Проданные с доставкой в ноябре объемы превысили ожидания компании более чем на 20% (574,38 млн куб. м), а весь выделенный до конца года лимит выбран к середине ноября.

Продажи с поставкой в январе – марте на ЭТП начались с 26 ноября, но на этот раз о предельных или планируемых объемах «в месяц» «Газпром экспорт» объявлять не стал. «Какие-то условные лимиты на длинные поставки теоретически есть. Но это не правило. Доступные объемы определяются рынком», – говорит собеседник «Ведомостей», близкий к «Газпром экспорту», и добавляет, что список возможных точек может быть расширен.

За неполные четыре недели после рестарта ЭТП продажи составили 602 млн куб. м, из которых большая часть (514 млн куб. м) продана с поставкой в январе. Но если осенью одной из самых востребованных точек доставки была VTP Slovakia (468,5 млн куб. м, или 45,2% от всех продаж), то сейчас лидирует Gaspool VP. С поставкой туда в 2019 г. уже продано почти 70% (416,4 млн куб. м).

Запуск нового инструмента делает ЭТП еще на шаг ближе к классическому газовому хабу, где продажи с короткими сроками поставки могут формировать до 60–80% от общего объема. Спрос на них объясняется просто: такие инструменты позволяют покупателям обеспечить пики собственного потребления, вызванные форс-мажором – резким похолоданием, например. Пока максимальный объем, проданный за сутки на ЭТП, составляет чуть более 160 млн куб. м (4 октября). Для сравнения: на немецком TTF, одном из самых ликвидных европейских газовых хабов, 19 декабря было продано 26 млн куб. м с поставкой на месяц вперед и 129 млн куб. м с более короткими сроками. Большая часть при этом приходится на продажи «на два дня вперед» и «на неделю вперед». Планируется ли запускать такие инструменты и когда это возможно, собеседник «Ведомостей» не ответил.

Для того чтобы защитить, а тем более нарастить свою долю на европейском рынке, «Газпрому» нужно проявлять гибкость в вопросе ценообразования, говорит директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. «Хотя большая часть американского СПГ пойдет в Азию, часть может конкурировать с газпромовским газом, – говорит Маринченко. – Запуск спотовой торговли, по сути, и является проявлением такой гибкости. Долгосрочные контракты при этом никуда не денутся и продолжат быть основным каналом продаж, но спотовые поставки могут стать хорошим к ним дополнением».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more