«Газпром» расширил возможности своей электронной площадки по продаже газа

Компания запустила новый инструмент и сняла ограничения на объем продаваемого газа
За неполные четыре недели после рестарта ЭТП продажи составили 602 млн куб. м,
За неполные четыре недели после рестарта ЭТП продажи составили 602 млн куб. м, / РОСПАН-ИНТЕРНЕШНЛ

На этой неделе, 18 декабря, на электронной торговой платформе (ЭТП) «Газпром экспорта» прошла первая торговая сессия, на которой газ был продан с поставкой «на день вперед», следует из материалов компании. Объем поставки незначителен, чуть менее 700 000 куб. м, говорит собеседник «Ведомостей», близкий к компании, и называет эту сессию скорее тестовой. Представитель «Газпром экспорта» не ответил на запросы «Ведомостей».

Свою работу ЭТП «Газпром экспорта» начала во второй половине сентября. «Этот инструмент позволит усовершенствовать взаимодействие с нашими покупателями в Европе, сделав механизм продажи газа еще более эффективным. Кроме того, мы рассчитываем, что эта платформа станет дополнительным способом оптимизации поставок газа», – говорила генеральный директор «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова.

Клиентам на выбор было дано несколько точек, до которых компания гарантировала доставку газа: Gaspool VP, NetConnect Germany и Вайдхаус в Германии, Баумгартен или Оберкаппель в Австрии и VTP Slovakia.

Первые несколько месяцев площадка работала фактически в тестовом режиме и аукционы проводились только с поставкой на месяц вперед. В «Газпром экспорте» никогда не называли это ограничением, но, по сути, для таких продаж на период с ноября по декабрь 2018 г. было зарезервировано чуть более 1 млрд куб. м. Проданные с доставкой в ноябре объемы превысили ожидания компании более чем на 20% (574,38 млн куб. м), а весь выделенный до конца года лимит выбран к середине ноября.

Продажи с поставкой в январе – марте на ЭТП начались с 26 ноября, но на этот раз о предельных или планируемых объемах «в месяц» «Газпром экспорт» объявлять не стал. «Какие-то условные лимиты на длинные поставки теоретически есть. Но это не правило. Доступные объемы определяются рынком», – говорит собеседник «Ведомостей», близкий к «Газпром экспорту», и добавляет, что список возможных точек может быть расширен.

За неполные четыре недели после рестарта ЭТП продажи составили 602 млн куб. м, из которых большая часть (514 млн куб. м) продана с поставкой в январе. Но если осенью одной из самых востребованных точек доставки была VTP Slovakia (468,5 млн куб. м, или 45,2% от всех продаж), то сейчас лидирует Gaspool VP. С поставкой туда в 2019 г. уже продано почти 70% (416,4 млн куб. м).

Запуск нового инструмента делает ЭТП еще на шаг ближе к классическому газовому хабу, где продажи с короткими сроками поставки могут формировать до 60–80% от общего объема. Спрос на них объясняется просто: такие инструменты позволяют покупателям обеспечить пики собственного потребления, вызванные форс-мажором – резким похолоданием, например. Пока максимальный объем, проданный за сутки на ЭТП, составляет чуть более 160 млн куб. м (4 октября). Для сравнения: на немецком TTF, одном из самых ликвидных европейских газовых хабов, 19 декабря было продано 26 млн куб. м с поставкой на месяц вперед и 129 млн куб. м с более короткими сроками. Большая часть при этом приходится на продажи «на два дня вперед» и «на неделю вперед». Планируется ли запускать такие инструменты и когда это возможно, собеседник «Ведомостей» не ответил.

Для того чтобы защитить, а тем более нарастить свою долю на европейском рынке, «Газпрому» нужно проявлять гибкость в вопросе ценообразования, говорит директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. «Хотя большая часть американского СПГ пойдет в Азию, часть может конкурировать с газпромовским газом, – говорит Маринченко. – Запуск спотовой торговли, по сути, и является проявлением такой гибкости. Долгосрочные контракты при этом никуда не денутся и продолжат быть основным каналом продаж, но спотовые поставки могут стать хорошим к ним дополнением».

За неполные четыре недели после рестарта ЭТП продажи составили 602 млн куб. м,