Правительство снизит штрафы для РЖД за задержку грузов

Минтранс объясняет это унификацией закона с нормами ЕАЭС
В 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. РЖД увеличила среднюю скорость доставки грузов на 1% до 390 км/сутки/ Андрей Гордеев / Ведомости

Правительство поддержало законопроект, который предполагает снижение ежедневных пени за просрочку доставки грузов железнодорожным транспортом с 9 до 6% от стоимости перевозки, а также предложило установить максимальную сумму штрафа на уровне 50% от цены доставки (сейчас – 100%). Об этом говорится в отзыве правительства, одобренном на комиссии по законопроектной деятельности от 18 февраля («Ведомости» ознакомились с содержанием), подлинность документа подтвердил представитель аппарата правительства.

Снизить сумму штрафов предложили несколько депутатов Госдумы. В январе этого года законопроект, который вносит изменения в «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» был одобрен думским комитетом по транспорту и строительству.

Представитель вице-премьера Максима Акимова адресовал вопросы в Министерство транспорта. Минтранс поддерживает снижение ежесуточного штрафа, сказал представитель министерства: «Это направлено на сближение указанных норм с законодательством стран Евразийского экономического союза, а также с соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении». Поправки в устав подготовлены Министерством транспорта с учетом позиции Минфина, рассказал «Ведомостям» федеральный чиновник.

В странах – участницах ЕАЭС за день просрочки железнодорожные перевозчики платят 5–6% от цены перевозки, максимальная сумма штрафа в Белоруссии ограничена 30% от стоимости перевозки, в Казахстане – 50%. Изменения в устав должны уравнять ответственность российских перевозчиков с их коллегами в этих странах, говорится в проекте отзыва.

В 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. РЖД увеличила среднюю скорость доставки грузов на 1% до 390 км/сутки. 97% отправок по железнодорожной сети доставляется в установленные сроки, правлением компании поставлена задача в 2019 г. поднять этот показатель до 99%, рассказал представитель РЖД. С учетом расстояний перевозок, масштабов железнодорожной сети России, огромного количества внешних объективных факторов действующая норма устава демотивирует перевозчика, считает он. Он отметил, что сроки доставки груза могут быть нарушены не только по вине перевозчика, но и из-за внешних объективных факторов: нехватки выгрузочных и складских мощностей, занятости подъездных путей или неготовности грузополучателя принять груз в выходной день.

Изменения в устав не страшны, ведь мало кто из грузоотправителей выставляет РЖД эти штрафы, отметил собеседник «Ведомостей» в крупном грузоотправителе. Плохо то, что за 2018 г. реальная скорость доставки по сети РЖД снизилась на 5–7%, подчеркивает он. Нужно различать техническую скорость, о которой рапортует РЖД, и итоговую скорость доставки, поясняет собеседник «Ведомостей»: «Из-за простоев на технических станциях или «бросания» поездов суммарная скорость падает, хотя в движении поезда едут быстрее». Как пояснил собеседник, длительные простои составов на станциях связаны с тем, что на главных экспортных направлениях мощности РЖД недостаточно развиты, а на путях перевозчика находится слишком много вагонов. По его данным, сейчас на путях 530 000 полувагонов, а к концу года их число вырастет до 560 000 штук.

Грузоотправители против изменений в уставе, поскольку они демотивируют перевозчика соблюдать сроки, говорит собеседник, близкий к другому крупному грузоотправителю. «Ранее для РЖД при утверждении тарифов были согласованы дополнительные средства на реализацию инвестиционных программ, направленных в том числе на расшивку узких мест и повышение скорости движения на сети», – напоминает он. На штрафах от просрочек поставки грузов никто не зарабатывал и зарабатывать не планирует, подчеркивает собеседник «Ведомостей» еще в одном грузоотправителе. Проблема в том, что до 8% грузов на сети РЖД опаздывают даже от нормативной скорости поставки, а она на некоторых участках сопоставима с пешеходной, замечает он.

В 2017 г. грузоотправители выставили РЖД 1,826 млрд руб. штрафов, а железнодорожная компания выставила клиентам 3,784 млрд руб. штрафов, баланс в пользу РЖД составил 1,958 млрд руб., и в первом полугодии 2018 г. это соотношение сохранилось (РЖД выставила штрафов на 1,115 млрд руб. больше, чем ее клиенты), рассказал гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Если пени снизят, в 2019 г. баланс в пользу РЖД по штрафным санкциям с клиентами вырастет до 2,6–2,7 млрд руб., отметил эксперт.

В то же время снижение размеров пени и максимальной суммы штрафа приблизит условия работы РЖД к тем, которые действуют в Казахстане и Белоруссии, что логично с точки зрения унификации норм на рынке ЕАЭС и в сегменте международных перевозок, считает Бурмистров.

Представитель СУЭК не ответил на запрос, представители «Мечела», «Северстали», «Фосагро», ММК и НЛМК от комментариев отказались. Представитель Минфина вопросы по проекту поправок в устав направил к разработчику, в Минтранс.