Статья опубликована в № 4760 от 22.02.2019 под заголовком: Лизинг заехал под «кирпич» правительства

Муниципалитеты не смогут использовать лизинг для покупки иностранной техники

Это будет наиболее чувствительно для сегмента коммунальной техники

Правительство решило распространить на лизинговые сделки запрет покупать по госзаказу иностранную технику. Речь идет о случаях, когда по окончании действия договора заказчик должен приобрести предмет лизинга в собственность.

Запрет установлен постановлением российского правительства от 19 февраля. Подлинность документа, с которым ознакомились «Ведомости», подтвердил представитель аппарата правительства. Новые правила вступят в силу 1 марта и не будут касаться уже заключенных контрактов, а также закупок, извещения о проведении которых были размещены до этой даты. Документ разработан Минпромторгом с учетом обращений российских машиностроительных предприятий, выпускающих, в частности, строительно-дорожную и коммунальную технику, депутатов Госдумы и профильных отраслевых объединений, рассказал представитель министерства.

Чиновники запретили госзакупки иностранной техники в 2014 г. Сейчас в этом списке – легковые автомобили, грузовики, автобусы, троллейбусы, трамваи, различные виды специальной и дорожно-строительной техники, контейнеры, прицепы и прочая техника, выпущенная за пределами стран Евразийского экономического союза. Исключение сделано для закупок дипломатических представительств и консульских учреждений России.

Но можно легально обойти этот запрет с помощью лизинга, отмечают заместитель директора ассоциации «Росспецмаш» Вячеслав Пронин и гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Это признает и представитель Минпромторга. «ГУПы и МУПы обходят ограничения закона о госзакупках, приобретая иностранную технику через лизинговые контракты, – рассказывает участник совещаний в Минпромторге. – Но так быть не должно, нужно закрыть эту дыру в законодательстве». В основном так приобретается техника для ЖКХ и небольшого ремонта, поясняет он. Исполнению крупных строительных госконтрактов изменения не помешают: в таких случаях заказывается не техника, а услуги и поставщик услуг может использовать абсолютно любое оборудование, необходимое ему для работы, поясняет собеседник «Ведомостей». Кроме того, под запрет, как и ранее, не попадает техника, которая выпускается в России в недостаточном количестве, указывает представитель Минпромторга.

Вся техника в госсекторе берется в финансовый лизинг – с выкупом, передал через представителя гендиректор «Сбербанк лизинга» Вячеслав Спиров. Серьезных изменений он не ожидает: как правило, в проектах, которыми занимался Сбербанк, использовалась техника российского производства. Для автопрома изменения будут мало ощутимы, считает сотрудник одного из иностранных автоконцернов: многие компании уже организовали производство в России. В стране пока не выпускаются популярные у чиновников легковые Mercedes-Benz, но такой завод скоро откроется в Подмосковье, напоминает он. Представитель Daimler не комментирует «вопросы, находящиеся в зоне ответственности государственных структур».

Изменения в основном коснутся городской коммунальной техники, считает Бурмистров: потребность в ней высока из-за быстрого износа, а денег у муниципалитетов мало. Это подтверждает и представитель Минпромторга: муниципалитетам не хватает денег для прямых закупок, поэтому они приобретают технику в лизинг. Конкретные цифры в Минпромторге не раскрыли. По оценке Пронина, доля госзакупок в продажах российских производителей специальной и дорожно-строительной техники сильно разнится: от нескольких процентов (например, некоторые виды строительной техники в основном закупают частные подрядчики) до 70–80% в сегменте коммунальной техники. В этой сфере, по его оценке, на лизинговые сделки приходится не менее 50% госзакупок и большинство – с обязательством выкупить технику. «Потеря этого инструмента для глобальных производителей не будет болезненной, для них российский рынок – один из многих, – отмечает Пронин. – Изменения гораздо важнее для местных заводов, продажи которых сосредоточены в России».

Запрет будет стимулировать развитие местного производства, локализацию техники в России, считает Бурмистров. Но проекты потребуют времени и, чтобы избежать провала, от государства потребуется дополнительная поддержка лизинга, советует он.

Читать ещё
Preloader more