Маркетплейс «Яндекса» и Сбербанка будет продавать продукты питания из-за границы

Но санкционных продуктов купить будет нельзя
Bringly – трансграничный маркетплейс, сотрудничающий с онлайн-магазинами из Китая, Турции, Великобритании и других стран/ Евгений Разумный / Ведомости

Совместное предприятие Сбербанка и «Яндекса», «Яндекс.Маркет», в конце февраля – начале марта начнет тестировать продажи продуктов питания из-за рубежа через онлайн-магазин Bringly. Об этом «Ведомостям» рассказал директор по международному развитию компании «Яндекс.Маркет» Алекс Васильев.

Bringly – трансграничный маркетплейс, сотрудничающий с онлайн-магазинами из Китая, Турции, Великобритании и других стран. Помимо него «Яндекс.Маркет» развивает одноименную площадку для сравнения цен в разных интернет-магазинах и маркетплейс, работающий с российскими поставщиками, «Беру».

Сначала для заказа будут доступны нескоропортящиеся продукты, которые продает партнер Bringly – крупнейший турецкий маркетплейс Hepsiburada: это чай, кофе, бакалея, кондитерские изделия и другие продукты, не требующие специальных условий хранения. Похожий ассортимент продается на «Беру»: напитки, сухие завтраки и бакалея, чай, кофе, кондитерские изделия.

Долгосрочная цель компании – создать полноценный ассортимент нескоропортящихся товаров из онлайн-магазинов европейских и азиатских стран, а также США, говорит Васильев. Например, у российских покупателей есть заметный спрос на биотовары, поэтому в будущем Bringly может начать продажи такой продукции из европейских онлайн-магазинов.

Крупнейший зарубежный маркетплейс на российском рынке – AliExpress не продает продукты питания, напоминает представитель Tmall и AliExpress в России Антон Пантелеев: «Продукты питания чаще всего нужны ситуативно, могут быть сложности и с логистикой».

В этом проекте Bringly за доставку будет отвечать DPD, которая уже является логистическим партнером площадки для доставки товаров из Турции. Как считает Васильев, это позволит гарантировать четкие сроки доставки: на распредцентрах Hepsiburada есть специальные зоны для обработки заказов российской компании.

В онлайн-заказах продуктов питания из-за рубежа есть три заметные категории, отмечает партнер Data Insight Федор Вирин: первая – это чай, кофе, снеки и кондитерские изделия; вторая – БАДы и витамины, третья – спортивное питание. Есть также онлайн-проекты, которые позволяют заказать из-за рубежа скоропортящиеся продукты питания, электронику, медицинские товары и лекарства с доставкой авиапассажирами, возвращающимися из зарубежных поездок, напоминает эксперт. Правда, этот рынок крайне невелик. Суммарно доля таких поставок в онлайн-импорте в Россию вряд ли занимает и 1% в стоимостном выражении, в лучшем случае этот рынок можно оценить в сотни миллионов рублей в год, говорит Вирин.

Сейчас онлайн-покупки еды из-за рубежа занимают менее 1% рынка, соглашается Васильев. «Это нишевая история, мы не видим здесь особой конкуренции, но понимаем, что потребность у людей в таких товарах есть», – рассуждает он. По его словам, изучив список товаров, которые россияне привозят из зарубежных поездок, «Яндекс.Маркет» заметил, что очень часто это продукты питания, деликатесы, биотовары. Кроме того, продукты питания – это одна из самых быстрорастущих и перспективных категорий в интернет-торговле, отмечает Васильев: ее продажи растут двузначными темпами.

Насколько успешен будет проект по продаже продуктов питания «Яндекс.Маркета» – будет зависеть от того, какие именно продукты будет предлагать его площадка и насколько будут минимизированы регуляторные риски импорта таких товаров, указывает Вирин. По словам Васильева, покупка продуктов питания для личного пользования не запрещена, поэтому их пилотный проект – в рамках законодательства. «Часть категорий товаров мы не отображаем на сайте – санкционные продукты не попадут в поисковую выдачу, даже если будут в ассортименте у наших партнеров», – обещает он.