Shell прогнозирует резкий рост спроса на СПГ в 2020 году

Но есть риск, что предложение может отставать от него из-за снижения инвестиций
ТАСС

Глобальный спрос на сжиженный природный газ (СПГ) в 2020 г. может увеличиться на 17% до 384 млн т от уровня 2018 г., говорится в исследовании Shell LNG Outlook 2019. В 2018 г. этот показатель вырос на 8% до 319 млн т (примерно 292 млн т – в 2017 г.).

Значительное повышение мирового спроса Shell связывает с ростом востребованности СПГ в Китае, где ведется работа над сокращением топлива, загрязняющего атмосферу. В 2018 г. спрос на сжиженный газ в стране вырос на 40% относительно 2017 г. и превысил 16 млн т, указывается в отчете. В 2017 г. этот показатель увеличился на 41% год к году.

Рост спроса на СПГ продолжится в 2019 г., прогнозируют аналитики Shell. Поставки в тот же период вырастут на 35 млн т – их абсорбируют азиатский и европейский рынки, добавляет компания. Более того, Китай и Индия к 2022 г. могут удвоить свои регазификационные мощности, считают эксперты Shell: с 70 млн т до 145 млн т и с 28 млн т до почти 65 млн т соответственно.

Рынок сжиженного газа может столкнуться с тем, что после 2022 г. рост спроса превысит рост предложения на фоне снижения инвестиций в сектор, сообщает Shell.

Не весь прогнозируемый спрос на СПГ сможет быть обеспечен предложением из-за инфраструктурных ограничений (ограниченность флота газовозов), говорит консультант Vygon Consulting Екатерина Колбикова. Из-за низкого количества заказанных к строительству танкеров и роста средней протяженности транспортировки в 2020 г. прогнозный флот газовозов сможет обеспечить транспортировку только 352 млн т, добавила она: «Поэтому некоторые заводы, которые приобретают услуги танкеров на спотовом рынке, а не контрактуют их заранее на долгосрочной основе, будут вынуждены задержать ввод своих технических линий в эксплуатацию из-за очереди на аренду или просто будут недозагружены».

Сейчас спрос успевает за растущим предложением, отмечает аналитик по газу центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Сергей Капитонов. Все излишки СПГ, появляющиеся на мировом рынке, поглощают Китай, Индия, Пакистан, Таиланд, Бангладеш, уточняет эксперт: «В 2018 г. при снижении закупок газа крупнейшим в мире импортером – Японией – росли поставки СПГ в Южную Корею, а также на европейские рынки. Такая динамика со стороны спроса ожидается и на ближайшие годы». В Европе продолжается снижение собственной добычи газа, поэтому на фоне привлекательной ценовой конъюнктуры туда растут поставки СПГ, отмечает эксперт.

Российский СПГ сохраняет свою конкурентоспособность на мировых рынках, заметил Капитонов. К 2035 г. мировой спрос на СПГ удвоится и достигнет 551 млн т, оценило рынок Минэнерго России, а предложение действующих и строящихся проектов составит 335 млн т. Спрос будет превышать предложение на 196 млн т, за которые Россия сможет побороться, говорил директор департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго Александр Гладков в сентябре прошлого года. Доля России на глобальном рынке при этом, по его словам, может увеличиться с 4,5 до 15–20%. Производство СПГ в России к 2035 г. может увеличиться в четыре раза и составить 83 млн т ежегодно, сообщал Гладков.

Сейчас в России два СПГ-проекта. Первый был запущен в 2009 г. в рамках «Сахалина-2» (оператор – Sakhalin Energy, акционеры – «Газпром», Royal Dutch Shell, Mitsui и Mitsubishi).

Первый частный СПГ-проект – завода «Ямал СПГ» (акционеры – «Новатэк», Total, CNPC, Фонд Шелкового пути). Первая технологическая линия начала производство в IV квартале 2017 г., вторая и третья – в июле и ноябре 2018 г. соответственно.

Для сахалинского СПГ важнейший фактор конкурентоспособности – короткое транспортное плечо до азиатских центров потребления. Для «Ямал СПГ» – низкие затраты на добычу газа, эффективный процесс сжижения на фоне сурового климата и сокращение времени транспортировки грузов в Азию через Северный морской путь. Кроме того, «Новатэк» инвестирует в создание мощностей по перегрузке СПГ в Мурманске и на Камчатке, что позволит снизить затраты по использованию танкеров ледового класса при доставке грузов покупателю и оптимизировать цепочку поставок, объясняет эксперт «Сколково». «Цена безубыточности российского «Арктик СПГ – 2» (новый проект «Новатэка». – «Ведомости») при заявленных капитальных вложениях может составить $3,8/МБТЕ, а стоимость поставки в АТР – всего $6,7/МБТЕ. Проект может стать одним из самых конкурентоспособных новых активов по сжижению газа в мире», – дополняет Колбикова.

Доля российского СПГ в мировой торговле уже сейчас составляет 5,7%, к 2020 г. увеличится до 7% благодаря «Ямал СПГ». «Дальнейшее место России на мировой карте СПГ будет зависеть от темпов реализации амбициозных планов наших компаний», – поясняет эксперт Vygon. Эта доля начнет расти после запуска новых проектов: третьей очереди СПГ-завода «Сахалин-2», «Балтийского СПГ», «Арктик СПГ – 2», заключает Капитонов.