НЛМК направит на дивиденды до 100% денежного потока

За прошлый год выплаты могут составить около $2 млрд, большую часть средств получит Владимир Лисин
Теперь крупнейший в России производитель стали будет направлять на дивидендные выплаты 100% свободного денежного потока/ Владимир Смирнов / ТАСС

В понедельник, 4 марта, крупнейший производитель стали в России – НЛМК представил стратегию на пять лет до 2023 г. Компания намерена увеличить производство стали на основной площадке в Липецке на 1 млн т в год, с 13,2 млн до 14,2 млн т, наладить работу онлайн-магазина, через который сейчас продается около 50 000 т стальной продукции в год, и увеличить EBITDA на $700 млн в год в основном за счет программ повышения операционной эффективности.

В 1,5 раза вырастут и инвестиции. За пять лет только на реализацию новой стратегии понадобится $2,1 млрд, всего же компания потратит $4,5 млрд.

Увеличатся и выплаты акционерам. Теперь крупнейший в России производитель стали будет направлять на дивидендные выплаты 100% свободного денежного потока, если чистый долг меньше или равен EBITDA, и 50% – если больше. По итогам 2018 г. чистый долг НЛМК был вчетверо меньше EBITDA, а свободный денежный поток – $2,027 млрд. Именно столько получат акционеры компании в виде дивидендов. Львиная доля средств – порядка $1,7 млрд – достанется компании Fletcher Group Holdings Limited Владимира Лисина, которой принадлежит 84% акций НЛМК.

Ранее компания привязывала дивидендные выплаты к свободному денежному потоку и чистой прибыли: если чистый долг был меньше EBITDA, на дивиденды направлялось по 50% свободного денежного потока и чистой прибыли, если же больше – выплаты составляли 30% свободного денежного потока и чистой прибыли.

НЛМК не единственный производитель стали, который направляет на дивиденды до 100% свободного денежного потока. Такой же принцип расчета дивидендов применяет и «Северсталь» Алексея Мордашова с тем лишь различием, что в случае если коэффициент чистый долг / EBITDA ниже 0,5, то дивидендные выплаты могут и превысить 100% свободного денежного потока.

Рост инвестиций оправдан, считает аналитик Raiffeisenbank Ирина Ализаровская: «Все металлурги увеличивают капитальные затраты». Компания взяла курс на продукцию с высокой добавленной стоимостью, отмечает эксперт: «В России компания нарастит производство оцинкованной стали (400 000 т), в Европе клиенты также заинтересованы в премиальной продукции». Рынок стали избыточен и увеличивать производство – это рискованная стратегия, а уверенность в рынке нишевой продукции – сомнительная, спорит директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. «Внутреннего потребления продукции с высокой добавленной стоимостью в России почти нет, а реализовывать все заявленные 1,7 млн т премиальной стальной продукции на экспортных направлениях будет очень сложно из-за торговых ограничений и мер поддержки внутреннего производства», – рассуждает эксперт.

Но НЛМК с точки зрения выхода на рынки нишевой продукции находится в более выгодном положении, чем многие сталелитейные компании, замечает Ализаровская: компания производит премиальный прокат непосредственно на рынках потребления – в Европе.

На рынке США ситуация сложнее, поясняет эксперт. На слябы НЛМК из России действуют 25%-ные пошлины: в долгосрочной перспективе поставлять слябы с липецкой площадки может стать невыгодно и компании придется менять бизнес-модель.