Volkswagen не может купить долю в группе ГАЗ из-за санкций

Компания ждет решения американского минфина
Volkswagen Group и группа ГАЗ подписали соглашение о продлении контрактного производства легковых автомобилей в 2017 г./ Ralf Hirschberger / DPA/AP

Группа Volkswagen приостановила переговоры о покупке доли в группе ГАЗ, сообщило «РИА Новости» со ссылкой на гендиректора Volkswagen Group Rus Маркуса Озеговича. «В текущий момент это [покупка доли в ГАЗе] для нас невозможно из-за санкций, чтобы не быть вовлеченными в эту ситуацию. Переговоры приостановлены. Переговоры по поставкам дизельных двигателей Volkswagen для «Газелей» также пока приостановлены», – сказал Озегович.

Сотрудничество с ГАЗом важно для Volkswagen, подчеркивает Озегович. «Давайте дождемся того, чтобы разрешилась ситуация с санкциями, и посмотрим, как она разрешится (я имею в виду исключение ГАЗа из SDN-листа), и тогда можно вернуться к этому вопросу. Такая сделка может иметь смысл для наших брендов грузовых автомобилей, но не стоит спекулировать – давайте дождемся снятия санкций», – сказал он.

Представители Volkswagen Group Rus и группы ГАЗ от комментариев отказались. О том, что Volkswagen ведет переговоры о покупке доли в группе ГАЗ, стало известно еще в 2017 г., но сами партнеры официально это не подтверждали.

Группа ГАЗ – крупнейший актив машиностроительного холдинга «Русские машины» Олега Дерипаски. Выпускает автобусы, легкие коммерческие автомобили (основной сегмент), грузовики, автокомпоненты, собирает легковые автомобили по контрактной схеме по заказам Daimler и Volkswagen. Чистая прибыль группы в 2017 г. по МСФО составила 3,5 млрд руб., выручка – 164,6 млрд руб. Для группы Volkswagen на площадке ГАЗа в режиме полного цикла выпускаются автомобили марки Skoda-Octavia и Kodiaq. Проектная мощность нижегородской площадки – 132 000 легковых автомобилей в год. в 2018 г. здесь было выпущено 56 500 автомобилей, по информации немецкого автоконцерна (всего в России, с учетом собственного завода в Калуге, – 200 000 шт., 10% из них были экспортированы). В 2017 г. Volkswagen Group и группа ГАЗ подписали соглашение о продлении контрактного производства легковых автомобилей на заводе в Нижнем Новгороде, поставке двигателей Volkswagen для легких коммерческих автомобилей марки ГАЗ и др.

Департамент по контролю за иностранными активами минфина США (OFAC) включил группу ГАЗ в санкционный список в апреле 2018 г., вместе с самим Дерипаской и другими активами, которые он контролировал, – «Русал» и En+ и др. Сроки вступления санкций в силу несколько раз переносились, в последний раз – до 7 марта 2019 г. К этому времени американским резидентам нужно было завершить операции с российским автоконцерном. На резидентов других стран формально запрет не распространяется, но за сотрудничество с компаниями из списка они сами могут попасть под санкции. В 2018 г. автоконцерн разработал план выхода из-под санкций, рассказывал президент группы ГАЗ Вадим Сорокин. Но что он подразумевал – компания не раскрывала. Осенью 2018 г. курирующий отрасль вице-премьер Дмитрий Козак встречался с послом США в России Джоном Хантсманом. На встрече речь шла о том, какой вариант реструктуризации компании группы ГАЗ может быть согласован, пояснял он. По словам Козака, правительство рассматривало различные варианты вывода группы ГАЗ из-под санкций. «И с участием государства, и с участием других потенциальных покупателей», – говорил он. Один из вариантов, по словам Козака, – продажа доли в ГАЗе автоконцерну Volkswagen. В феврале 2019 г. первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов сказал: «По ГАЗу еще необходимо выполнить ряд внутрикорпоративных процедур, они еще не готовы, находятся в процессе реализации (его слова приводил «Интерфакс»). Как только сможем эти процедуры выполнить, соответственно, будет обращение к соответствующим американским органам, которые принимают решение, то есть к OFAC».