Добыча нефти в Венесуэле упала на 25% с начала года

Проблемы страны могут привести к пересмотру сделки ОПЕК+, считают эксперты
Недостаток добычи может составить около 500 000 барр./сутки, ожидают аналитики агентства, а в качестве основной причины называют нестабильное положение в Венесуэле/ Isaac Urrutia / REUTERS

За первые два месяца этого года объемы добычи нефти в Венесуэле упали более чем на 25%, следует из ежемесячного отчета ОПЕК. Среднесуточная добыча в феврале составила всего 1 млн барр./сутки (1,35 млн барр./сутки в 2018 г.). Для сравнения: еще в 2017 г. Венесуэла добывала почти вдвое больше – 1,9 млн барр./сутки. – и по этому показателю занимала шестое место среди 15 стран, входивших в картель.

Глобальный рынок может продемонстрировать небольшой дефицит нефти во II квартале 2019 г., ожидает Международное энергетическое агентство (МЭА). Недостаток добычи может составить около 500 000 барр./сутки, ожидают аналитики агентства, а в качестве основной причины называют нестабильное положение в Венесуэле.

Страна, долгое время бывшая одним из крупнейших экспортеров нефти, преимущественно тяжелой, начала снижать добычу в 2018 г. В первую очередь причиной этому были внутренний экономический кризис и истощенность месторождений. Дополнительное давление на нефтяную отрасль в стране сейчас оказывают США, которые в конце января этого года ввели санкции в отношении венесуэльской государственной нефтедобывающей компании PDVSA.

Компенсировать дальнейшее сокращение добычи Венесуэлой будут в первую очередь страны ОПЕК+, предполагает МЭА. Соглашения стран ОПЕК и не-ОПЕК о сокращении добычи было достигнуто в конце 2016 г. Основной целью участников сделки была стабилизация цен на нефть, которые в начале 2016 г. достигали рекордно низких значений ($27,1 за барр. 20 января 2016 г.).

Первоначально сделка предполагала, что объемы суточной добычи будут регулироваться только в первой половине 2017 г., но в дальнейшем действие соглашения несколько раз продлевалось. Осенью прошлого года сделку продлили до середины 2019 г., ужесточив квоты на добычу нефти, которые незадолго до этого были немного увеличены. В апреле сторонам соглашения ОПЕК+ предстоит решить вопрос о необходимости его продления до конца 2019 г.

Российские нефтяные компании, вынужденные регулировать добычу на месторождениях, не очень довольны сделкой. Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин и вовсе видит в ней стратегическую угрозу для развития российской нефтяной отрасли. Добровольное сокращение добычи создает для США условия захвата целевых рынков, писал он в письме на имя президента России.

Дефицит, который сейчас ожидает МЭА, может стать дополнительным поводом для пересмотра условий сделки ОПЕК+, считают аналитики, опрошенные «Ведомостями». Саудовская Аравия больше всех делает для того, чтобы сделка «работала», но когда наступят подходящие условия, она попытается наверстать упущенное, предполагает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: «Ситуация в Венесуэле действительно делает ситуацию дефицита на рынке более вероятной, чем раньше, поэтому условия сделки, в том числе и для России, могут быть смягчены», – говорит он. Если прогнозы МЭА все-таки сбудутся, страны могут ослабить сделку по сокращению добычи нефти, соглашаются эксперт Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Екатерина Грушевенко и аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.

Однако полный отказ России от сделки с ОПЕК эксперты считают маловероятным. «Россия отдельно, скорее всего, выходить не будет», – считает Полищук. Эксперт допускает такое только при совместном решении о снятии ограничений для всех членов сделки. «Российским нефтяным компаниям важно, чтобы цены на нефть не падали ниже $50–60 за барр., а налоговая среда оставалась стабильной, – продолжает Маринченко. – Их высказывания по поводу сделки скорее направлены на получение от государства выгодных условий, а не на преждевременный выход, который мог бы грозить падением цен на нефть».