Статья опубликована в № 4779 от 22.03.2019 под заголовком: Алкоголю снизят затраты

Чиновники упростят жизнь импортерам и производителям алкоголя

Бизнес надеется на существенное снижение затрат

Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов поручил до 1 июня подготовить изменения в закон о регулировании рынка алкоголя, касающиеся правил маркировки. Проработать вопрос должны Минфин, Федеральная таможенная служба (ФТС), Минтранс и Росалкогольрегулирование (РАР). «Ведомости» ознакомились с текстом поручений; их наличие и суть подтвердил представитель Минфина. РАР получило документ, сообщил представитель службы.

Силуанов предлагает отменить обеспечение для использования алкогольных марок по назначению, сказано в документе. Сейчас, чтобы получить марки, компании представляют в РАР банковскую гарантию, которая стоит в среднем 2–3% от суммы гарантии, т. е. 3–4 руб. с бутылки, описывает порядок президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев. Но гарантия за марку не единственная, по его словам: производитель должен представить в налоговую другую гарантию – на приобретение спирта для производства алкоголя, это еще 3–4 руб. с бутылки. Такое задвоение обходится крупной компании в сотни миллионов рублей в год, резюмирует Косарев. При наличии гарантии в пользу ФНС вторая, на марки, при строжайших системах учета «абсолютно избыточная мера», согласен президент «Ладога дистрибьюшен» Вениамин Грабар.

Но если от производителей требуется две банковские гарантии, то импортеры предоставляют ее только на марки. Гарантия хоть и создает неудобства для бизнеса, но обеспечивает использование марок по назначению, исключая нелегальный оборот алкоголя, указывает президент ГК Simple Максим Каширин, меру нужно дополнительно обсуждать. Какие гарантии останутся за импортерами, представитель Минфина не уточнил.

Другое нововведение, предлагаемое Силуановым, – вместо ФТС назначить ответственным за выдачу марок для импортного алкоголя РАР, которое выдает федеральные специальные марки для отечественного алкоголя. При этом акцизные марки, которые получают импортеры, он предлагает упразднить и маркировать как иностранный, так и отечественный алкоголь специальными марками. РАР – оператор государственной системы учета алкоголя (ЕГАИС), которая отслеживает весь путь движения алкоголя от производителя до конечного покупателя по маркам, и логично, что марки для всего алкоголя будет выдавать служба, объясняет представитель Минфина.

Кроме того, ФТС хуже справляется с выдачей марок, чем РАР, из-за чего возникали перебои с поставками, напоминают сотрудники нескольких алкогольных компаний. Летом 2016 г. выдача марок для иностранного алкоголя задержалась из-за изменения требований к маркировке и реорганизации ФГУП «Гознак». Спустя год марки не удалось вовремя напечатать: старый контракт с Гознаком был завершен, а новый оказался не заключен. В конце 2018 г. марок снова не хватило, на этот раз из-за перехода на помарочный учет – запасы марок старого образца у компаний закончились, а новые еще не были напечатаны. У российских производителей, получающих марки в РАРе, таких проблем не было.

Грабар связывает задержки приема заявок и выдачи марок на импортную продукцию нового образца с тем, что для ФТС это непрофильная функция. Это могло стать одной из предпосылок для передачи функции, считает он, у РАРа же процесс отлажен. Кроме того, компаниям, которые и производят, и импортируют алкоголь, не придется работать с двумя ведомствами, радуется он. Представитель ГК «Руст» тоже считает предложение логичным. Пока сложно оценить эффект – необходим переходный период, в том числе с учетом сезонности продаж алкоголя, указывает руководитель направления по корпоративным отношениям Diageo по России Дмитрий Петров. Другой вопрос – как будет организована процедура перехода, предупреждает Каширин.

После принятия перечисленных мер процедура выдачи марок станет проще, решение об их выдаче будет приниматься в автоматическом режиме, уверяет представитель Минфина, это позволит избежать влияния человеческого фактора и сократит сроки оказания услуги. По его словам, уже разработан соответствующий законопроект.

Представитель ФТС переадресовал вопросы в Минфин; представитель Минтранса на запрос не ответил.

Читать ещё
Preloader more