«Газпром» объявил о проекте на Балтике на 700 млрд рублей

Партнером монополии в строительстве гигантского комплекса будет «Русгаздобыча»
Начиная с 2015 года и вплоть до сегодняшнего дня единственным партнером «Газпрома» в «Балтийском СПГ» считалась британско-нидерландская Shell/ «Компания Усть-Луга»

«Газпром» изменил концепцию проекта «Балтийского СПГ» в Усть-Луге. Строительство завода по сжижению газа мощностью 13 млн т в год станет частью единого проекта вместе со строительством Балтийского газоперерабатывающего завода (ГПЗ), сообщила компания. Первую очередь предполагается ввести в 2023 г., вторую – до конца 2024 г. Партнером «Газпрома» будет АО «Русгаздобыча», оператором – их совместное предприятие ООО «Русхимальянс». Размер выручки предприятия оценивается более чем в $4 млрд.

Единственный акционер «Русгаздобычи» – ООО «Национальная газовая группа» (ННГ), ранее контролировавшееся Аркадием Ротенбергом. Сейчас 100% ННГ принадлежит Артему Оболенскому. Получить комментарии «Русгаздобычи» в воскресенье не удалось.

Проект предусматривает ежегодную переработку 45 млрд куб. м жирного газа (с высоким содержанием этана). На выходе комплекс будет получать 13 млн т СПГ, до 4 млн т этана и более 2,2 млн т сжиженных углеводородных газов, сообщил «Газпром». Производимый заводом этан планируется поставлять на газохимический комплекс (ГХК, 3 млн т полимеров в год), который строит «Русгаздобыча» в Усть-Луге. В трубу будет возвращаться около 20 млрд куб. м очищенного метана. Предполагалось, что очищенный от примесей метан будет частично поставляться на «Балтийский СПГ», частично – в строящийся «Северный поток – 2» (морская часть берет начало в Усть-Луге).

700 млрд руб.

примерно столько может стоить проект "Газпрома" на Балтике

«Объединение в формате единой площадки производства СПГ и этана существенно улучшает экономику и удельные показатели проекта, позволяет значительно снизить ресурсные и ценовые риски», – цитируются слова предправления «Газпрома» Алексея Миллера в сообщении компании.

«Процессы производства СПГ и выделения из природного газа жирных фракций, как этан или пропан, сходны, поскольку подразумевают охлаждение природного газа за счет сжатия. Для проекта ГХК и «Балтийского СПГ» может быть создан хороший синергетический эффект в части оптимизации технологического процесса и использования оборудования», – говорит аналитик энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Сергей Капитонов. Но выделение из газа ценных примесей на этапе ГХК приведет к производству низкокалорийного СПГ с высоким содержанием метана, добавляет он: «Насколько низкокалорийный СПГ будет востребован рынком – вопрос. Как вариант он может, например, замещать поставки низкокалорийного газа Гронингена в Европе».

В сообщении «Газпрома» нет упоминания о Shell, которая с 2015 г. считалась единственным партнером российской компании в «Балтийском СПГ». Она рассматривалась также в качестве возможного лицензиара технологии сжижения для завода. Представитель «Газпрома» отказался от дополнительных комментариев. Shell не ответила на запрос «Ведомостей».

Shell сделала большую ставку на СПГ, купив в 2016 г. BG и став крупнейшим в мире производителем и трейдером на рынке, и продолжает наращивать свой СПГ-портфель, напоминает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Еще одна ставка Shell – на нефтегазохимию. Участие и в ГХК, и в «Балтийском СПГ» могло бы быть Shell интересным, продолжает он. «С другой стороны, угроза санкций против России за пять лет не снизилась. Участие в таком большом проекте, безусловно, означает принятие на себя больших рисков», – говорит Маринченко.

По его мнению, «Газпрому» сложно будет потянуть такой проект самостоятельно, понадобятся либо иностранные партнеры, либо господдержка: «Главная угроза для таких проектов – технологические санкции. Самостоятельно строить СПГ-проекты и сложные НПЗ и ГПЗ Россия пока не научилась». 4–5 лет – адекватный срок для строительства таких объектов, если все делать профессионально, но «Газпрому» может понадобиться больше времени, если возникнет проблема с финансированием, заключает эксперт.