Минфин не поддерживает минимальные цены на пиво

Установить их просили небольшие пивовары
Минимальная цена сделает пиво дороже, его продажи снизятся, в итоге государство недополучит акцизов/ Максим Стулов / Ведомости

Введение минимальных розничных цен (МРЦ) на пиво при отсутствии лицензирования розничных продаж этого товара нецелесообразно. Такая позиция замминистра финансов Ильи Трунина отражена в протоколе заседания межведомственной рабочей группы по совершенствованию регулирования алкогольного рынка, состоявшегося в конце апреля. «Ведомости» ознакомились с копией документа; достоверность его содержания подтвердили несколько участников встречи – свои экземпляры они получили на прошлой неделе.

Механизм МРЦ работает только при наличии эффективных инструментов администрирования, объясняет представитель Минфина: сейчас для продажи любого алкоголя, кроме пива, требуется лицензия и ее можно потерять при нарушении закона. Впрочем, по его словам, окончательных решений по вопросу минимальных цен на пиво не принято.

О необходимости введения МРЦ осенью 2018 г. сообщил руководитель Росалкогольрегулирования (РАР) Игорь Алешин: с таким предложением в службу обратились участники пивоваренного рынка. Позже идею поддержала и общественная организация «Опора России», предложив МРЦ не менее 75 руб. за 1 л; сегодня, по ее данным, пиво в стране продается по 30–50 руб.

На апрельской рабочей группе МРЦ поддержали РАР и «Опора России», говорят два ее участника. Правда, в протоколе эта информация не отражена, сетует член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин. Решение о введении МРЦ принимает Минфин, напомнил представитель РАР. По словам Небольсина, МРЦ позволит бороться с серой пивной продукцией, т. е. с которой не платится акциз. С МРЦ регулятору проще выявлять неплательщиков акцизов, поставляющих дешевое пиво, согласен совладелец пивоварни Gletсher Игорь Хавский. Его пивоварня отгружает пиво в среднем по цене 100–120 руб. за 1 л.

Отсутствие лицензирования пива вовсе не препятствие для МРЦ, считает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз: всегда можно ввести дополнительную ответственность, не связанную с отзывом лицензии. Кроме того, отгрузка пива с производства фиксируется в ЕГАИС, как и его поступление из оптового звена в розницу, это позволит блокировать отгрузку ниже минимальной цены и не допустить демпинговых цен и в рознице, считает Небольсин. По его мнению, МРЦ доказала свою эффективность в других видах алкоголя: водке, коньяке и игристом вине.

Крупные пивоваренные компании, напротив, считают МРЦ избыточной мерой. За благой идеей «якобы обеления рынка» стоят абсолютно коммерческие мотивы тех производителей, которые не могут дать сетям и потребителю скидки на свой товар, считает директор по корпоративным отношениям AB Inbev Efes Ораз Дурдыев. По промоакциям продается около 50% пива, средняя глубина скидки составляет 22,6%, напоминает директор по работе с клиентами «Nielsen Россия» Ольга Дашкевич. Небольшие пивовары не могут себе позволить массовых скидок из-за меньших продаж и ассортимента – значит, отсутствие МРЦ дает преимущество транснациональным компаниям, уверен Дробиз.

При этом минимальная цена не поможет обелить рынок пива, уверен представитель «Балтики» (входит в Carlsberg Group) Алексей Кедрин: контрафактного и суррогатного пива в стране нет, а размер нелегального рынка (без акциза и фиксации в ЕГАИС) не превышает 7–8% и он снижается.

Минимальная цена сделает пиво дороже, его продажи снизятся, в итоге государство недополучит акцизов, сократятся рабочие места, товарооборот сетей сократится, потребитель сместит свой спрос в сторону крепкого и суррогатного алкоголя, рассуждает Дурдыев. МРЦ лишь создаст дополнительные преференции для нелегальных производителей – при отсутствии качественного контроля это увеличит разницу в маржинальности легальных и нелегальных производителей, отмечает Кедрин.

Против МРЦ и розничные сети. Для борьбы с контрафактом минимальная цена на пиво нецелесообразна – «Лента» работает только с легальной продукцией, говорит ее представитель, зато так компания и ее партнеры будут ограничены в промоактивностях, которые часто являются единственным способом продвижения продукции. Средняя стоимость литра пива в «Ленте», по ее данным, около 100 руб. Цена – один из ключевых факторов при покупке товаров, поэтому важно учитывать мнение и интересы всех участников рынка, чтобы не допустить роста цен и снижения продаж, указывает представитель «Магнита».

Пивной рынок сокращается много лет – и, по мнению пивоваров, во многом из-за усиления регулирования. При этом долю теряют именно транснациональные компании, напоминает Дробиз: если в 2007 г. они занимали 92%, то по итогам 2018 г. – 70%. Потребители все чаще предпочитают локальные бренды федеральным, объясняет он.